Главная / Архив номеров / № 2 (2) 2004 /Статья Марат Саликов: «Уральская школа права – одна из ведущих в стране»

Марат Саликов: «Уральская школа права – одна из ведущих в стране»

Автор: Саликов Марат Сабирьянович

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 2 (2) 2004

Страницы: 3-7

Саликов Марат СабирьяновичМарат Сабирьянович Саликов, Директор Института юстиции УрГЮА, стал лицом очередного номера журнала «Российское право: образование, практика, наука» не случайно. Его на самом деле можно назвать классическим ученым-юристом, преподавателем и директором крупнейшего учебного подразделения УрГЮА одновременно – а журнал наш адресован и тем, и другим.

Марат Сабирьянович всю свою жизнь посвятил развитию и процветанию Свердловского юридического института - Уральской государственной юридической академии. С самого начала своего научного и преподавательского пути он думал о том, как лучше организовать профессиональную подготовку юридических кадров. И сегодня с уверенностью можно сказать – труд дал положительные результаты. В УрГЮА работают высококвалифицированные кадры, имеющие за плечами многолетний опыт практической и преподавательской деятельности, а выпускники УрГЮА и Института юстиции в частности являются лучшими на рынке труда не только в Екатеринбурге и Свердловской области, но и по всей стране. 

Марат Сабирьянович Саликов - Директор Института юстиции УрГЮА, доктор юридических наук, профессор.

Родился 28 ноября 1962 года в Свердловске. В 1987 году с отличием закончил Свердловский юридический институт и поступил в аспирантуру на кафедру государственного права. Работал преподавателем, затем старшим преподавателем. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1998 – стал доктором юридических наук, в 1999 - профессором. В 1994-2001 гг. - Заведующий Отделом международных связей УрГЮА. В 2000 году в результате альтернативных выборов Учёным советом Академии был избран Директором Института юстиции УрГЮА.

Почему я выбрал профессию юриста?Можно назвать много причин. Самое первое воспоминание о важности и почетности юридической профессии связано с детством. Когда я был маленьким, то по соседству с нашей семьей жил юноша, учившийся в СЮИ. Через какое-то время после окончания его учебы в институте, его папа с нескрываемой гордостью и восторгом продемонстрировал нам журнал с заметкой про своего сына - заместителя прокурора одного из районов Алтайского края. Мне почему-то очень запомнилось то, какой восторг вызывают у родителей успехи детей. Кроме того, с тех пор я был твердо уверен, что юрист – это очень важная и уважаемая профессия.

Детство. Юношество

Родился 28 ноября 1962 года в Свердловске, практически всю жизнь прожил в родном городе. Мои родители приехали в Свердловск из деревень. Здесь познакомились и поженились. В детстве я был самым обычным мальчишкой. Бывало, и баловался, и шалил, как любой ребенок. В 6 лет меня отдали в среднюю школу № 131. До четвертого класса я учился на одни пятерки, потом был хорошистом. По складу, я - чистый гуманитарий. Самыми любимыми предметами в школе были английский язык и география. Мне почему-то очень нравилось рассматривать, изучать географические карты, атласы. Учитель географии зачастую поручал мне проверять своих одноклассников по карте. Математику и физику я недолюбливал. К сожалению, чувство было взаимным. Когда мы учились в старших классах, появилась повальная мода среди юношей на длинные волосы. Конечно, я тоже пытался отращивать волосы и отстаивать, таким образом, свою свободу самовыражения. Учителя эти попытки пресекали, отправляя меня прямо с уроков в парикмахерскую. В школе начал заниматься спортом: бегал на лыжах, ходил на тренировки по самбо. Дольше всего я занимался боксом, имею второй взрослый разряд. Но в свое время решил прекратить серьезные занятия, так как они были связаны не только с наградами и достижениями, но и с травмами и постоянным ожиданием, что тебе вот-вот сломают нос. Не говоря уж о том, что и своим соперникам ломать носы не очень хотелось.

Моей самой большой страстью тогда был английский язык, а самым большим желанием – стать переводчиком. Изучать серьезно иностранный язык можно было только в педагогическом институте на факультете иностранных языков. И я подал туда свои документы сразу после школы. Я считал тогда, что неплохо знаю английский, в школе у меня всегда были пятерки. Первым экзаменом был язык, и мне поставили всего три балла. Конечно, я был очень расстроен, поэтому решил не сдавать остальные экзамены и забрал документы из приемной комиссии. Решил тогда: поработаю, схожу в армию, наберусь жизненного опыта, а потом определюсь, куда мне поступать. Сейчас я понимаю, что правильно сделал: лучше говорить самому, чем переводить чужие слова. Школу я закончил в 16 лет, до армии оставалось целых два года, поэтому у меня было время, чтобы поэкспериментировать, попробовать себя в разных ипостасях.

Была у меня еще одна юношеская мечта – стать летчиком. В течение целого года после окончания школы я работал аэродромным рабочим во Втором Свердловском объединенном авиационном отряде: зарабатывал себе направление в училище гражданской авиации. Но ко времени подачи документов обнаружилось, что у меня «село» зрение и от мысли стать летчиком пришлось отказаться. Смысла продолжать работу на аэродроме больше не было, а до армии оставался еще целый год. Я поступил в училище киномехаников, закончил его с отличием (позже мне это пригодилось) и, единственный из всех выпускников, получил первую категорию киномехаников широкого профиля.

С 1981 по 1983 гг. – служил в Пограничных войсках на границе с Китаем. После окончания школы сержантского состава, получил звание сержанта, был отличником боевой и политической подготовки. Как-то, в нашу часть приехали представители Московского Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Они агитировали поступать туда после окончания службы. Так как я был на хорошем счету, то меня рекомендовали к поступлению, и я подал документы на факультет международного права. Однако после окончания службы в армии я взвесил все «за» и «против» и не поехал в Москву. Я был один у родителей, мама болела, и я решил не уезжать, а учиться в Свердловске. К этому времени я определился с выбором профессии и твердо знал, что хочу быть юристом.

СЮИ. УрГЮА

Саликов Марат СабирьяновичЕдинственным учебным заведением в Свердловске, готовившем специалистов в области права, был Свердловский юридический институт. В институте было всего 3 факультета: судебно-прокурорский, следственно-криминалистический и факультет правовой службы народного хозяйства. Судебно–прокурорский факультет считался самым престижным. Как отличник (помог красный диплом училища), я сдавал всего одни экзамен - историю. Сдал успешно, на пять, и поступил на судебно-прокурорский факультет.

Во время учебы был старостой группы. Учиться мне очень нравилось. Я старался относиться к учебе, как к серьезному важному делу. Наверное, поэтому, в моем дипломе - одни пятерки. Раньше при выпуске студентов составлялись рейтинги: суммировались баллы за учебу, общественную работу. И по результатам этих рейтингов выдавались распределения на работу. Я был номер 1 в этом рейтинге. Дипломы нам вручали ректор СЮИ Михаил Иванович Кукушкин и проректор СЮИ Вениамин Федорович Яковлев, который сейчас является Председателем Высшего арбитражного суда РФ. Это очень приятные воспоминания.

После окончания института я поступил в очную аспирантуру на кафедру государственного права. Моим научным руководителем был Михаил Иванович Кукушкин, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, ректор СЮИ, а затем УрГЮА (в течение 15 лет). Я был очень рад тому, что именно Михаил Иванович руководил моей научной работой. Он - не просто квалифицированный специалист, а Учитель с большой буквы. В 1990 году, досрочно, в возрасте 27 лет я защитил кандидатскую диссертацию (она была посвящена государственно-правовым проблемам унитарного государства), стал кандидатом юридических наук. Работал на кафедре преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, и, наконец, профессором.

В 1994 году профессор Виктор Дмитриевич Перевалов поручил мне заведовать Отделом международных связей УрГЮА. Так получилось, что я был первым руководителем этого отдела и заведовал им до 2001 года. Было очень интересно осуществлять различные образовательные и научные проекты, способствовать развитию и укреплению международных связей Академии. Мне и самому довелось участвовать в международных программах научного обмена. В течение года (1994 – 1995 гг.) я занимался научными исследованиями в Школе права Сент-Луисского университета (штат Миссури, США). Эту программу по обмену молодых ученых осуществлял Государственный департамент США. Я многим обязан той стажировке: мне удалось собрать огромное количество материала для своей докторской диссертации «Сравнительно-правовое исследование федеративных систем России и США», опубликовал несколько научных статей, в том числе, в американских научных журналах. Кроме того, для меня это была прекрасная возможность совершенствования английского языка. Хотя это была моя первая заграничная поездка и, когда я ехал, то мне, не скрою, было страшно. Все вокруг было чужим: страна, люди, культура, язык. Хотя английский я никогда не забывал: учил в институте, ходил на двухгодичные курсы вместе с супругой, занимался в СЮИ на факультете общественных профессий. Но изучать язык по учебнику и общаться с носителями языка – это совершенно разные вещи. Когда немножко освоился, то сразу же записался в школу английского языка для иностранцев. А мои дети имели возможность учиться некоторое время в обычных американских школах.

В 1998 году в 35 лет я защитил докторскую диссертацию (написал за 2 года). В 1999 получил профессорское звание, а в 2000 году был избран на должность директора Института юстиции.

Институт юстиции

Саликов Марат СабирьяновичВ 1997 году произошло преобразование следственно-криминалистического факультета в Институт юстиции. Институт юстиции - самый крупный институт в структуре УрГЮА. У нас обучаются около 1400 студентов. По сути, раньше Институт юстиции не имел своего лица. Все другие институты и факультеты имели свою ярко выраженную специфику. Когда я возглавил институт, то пошел по пути внедрения специализаций. Мне очень хотелось, чтобы у нас была своя индивидуальность, свое собственное лицо. Министерство юстиции сейчас занимается очень широким кругом проблем, и здесь мы идем в фарватере общемирового развития. После вступления в должность, я внимательно изучил сферу деятельности Министерства юстиции. Появилась ясность относительно того, каких именно специалистов Институт юстиции может готовить для Минюста. Я установил контакты с руководителями Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, с Федеральным управлением Минюста по Уральскому федеральному округу, Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН), судами, с нотариатом, адвокатурой. И таким образом, мы ввели специализированное обучение. Студенты, выбрав конкретное направление специализации, имеют возможность получить практические знания по избранной специальности в течение четвертого и пятого курсов. Ежегодно мы проводим учебно-методический семинар, на который приглашаем представителей правоохранительных органов. На таких семинарах мы обсуждаем вопросы, связанные со специализированным обучением, в том числе, связанные с совершенствованием существующих и введением новых дисциплин специализации, улучшением методики преподавания и т.д.

Наш Институт все время развивается. Сейчас есть задумки по расширению следственной специализации и преобразования её в следственно-криминалистическую. Это сложная задача, но вполне реализуемая, так как у нас в Академии очень квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Есть еще ряд идей. Мы хотим и будем совершенствоваться!

Институт юстицииотличается от других учебных заведений тем, что мы целенаправленно готовим специалистов для правоохранительных органов: для борьбы с преступностью, поддержания общественного правопорядка. Мы готовим студентов, которые не должны переучиваться в процессе работы. Это очень важно, так как уровень преступности напрямую зависит от уровня квалификации людей, которые работают в правоохранительных органах. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить высококвалифицированные кадры для обеспечения нужд государства и общества.

Кроме того, пять лет учебы в институте - это не только экзамены, лекции, практика, но и яркая, разнообразная общественная деятельность. Недаром, наш Институт юстиции называют поющим и танцующим. Мы даем возможность нашим студентам развиваться и в других сферах. Все Кубки, грамоты, призы в моем кабинете – это наши победы на разных соревнованиях. Три года подряд мы завоевываем Кубок на Фестивале художественной самодеятельности УрГЮА. В этом году мы выиграли Ежегодную легкоатлетическую эстафету, посвященную дню рождения Академии. Два года подряд мы выигрываем Кубок Института права и предпринимательства по футболу. Институт юстиции учредил два собственных спортивных Кубка, за которых ежегодно борются студенты всей Академии: по баскетболу и по арм-спорту.

У нас много хороших студентов, которые могут проявит себя и в учебе, и в спорте, и в науке, и в художественной самодеятельности. Мы это только приветствуем и стараемся поощрять их начинания.

Мы стараемся следить и за судьбой наших выпускников - это обязательная часть нашей работы. Очень радостно, что студенты находят себя. Мы проводим ежегодные встречи выпускников: каждые 5 лет встречаются очередные выпускники. Я всегда перед ними выступаю, готовлю презентации с демонстрацией фотографий. И они обычно очень бурно встречают фото своих преподавателей, деканов, какие-то кадры из студенческой жизни. Перед каждым выпуском мы готовим памятку для выпускников, в которой мы обязательно пишем о том, что нам не безразлична дальнейшая судьба наших выпускников, что мы будем следить за их карьерным ростом, что они всегда могут рассчитывать на нашу помощь и поддержку. Сейчас нет системы распределения, но все возможные заявки, которые поступают от правоохранительных органов, мы доводим до сведения студентов. Мы стараемся нашим ребятам помогать, а они платят нам сторицей за наши заботы. Многие приходят уже в форме, делятся своими успехами. Мы всегда им рады!

Вся жизнь в наукеСаликов Марат Сабирьянович

Вся моя жизнь - здесь: в научной работе, административной деятельности, в студентах, аспирантах. Я стараюсь передать им все, что знаю, и расти самому, развиваться. Останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя. У меня есть очень хорошие примеры для подражания: Сергей Сергеевич Алексеев, Мария Яковлевна Кириллова, Михаил Иванович Кукушкин, Вениамин Фёдорович Яковлев и многие другие. Я стараюсь уделять достаточно времени научной работе. После первой стажировки в США, было много зарубежных поездок на научные конференции, семинары, круглые столы. А в 2001 году я ездил читать курс лекций «Сравнительный федерализм» в Сент-Луис, в тот самый Сент-Луисский университет, где я проходил свою первую стажировку. Для меня это был очень ценный опыт, так как я читал этот курс впервые и на английском языке. Для меня это был определенный вызов самому себе, препятствие, которое нужно было преодолеть. У студентов он вызвал большой интерес. В том же году я читал гостевые лекции в Уэйнском университете (Детройт, США).

Кроме США я побывал в Германии, Бельгии, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Италии, Венгрии, Чехии. В конце августа предстоит конференция в Австралии, посвященная проблемам законодательной и исполнительной власти. В следующем году, в Бельгии состоится конференция, где будет презентация книги о федерализме. В рамках этого проекта я написал главу о федеративном устройстве России на английском языке. Еще один очень интересный и важный проект - сотрудничество с международным юридическим издательством Kluwer Law International в Гааге (Голландия). Это издательство выпускает правовые энциклопедии, посвященную различным отраслям права: конституционному праву, уголовному праву, уголовному процессу, гражданскому праву и т.д. Ими было принято решение издать энциклопедию, посвященную субнациональному конституционному праву, т.е. конституционному праву субъектов различных федераций. Энциклопедия по конституционному праву уже существует, а вот по субнациональному конституционному праву нет. Меня пригласили в рамках этой энциклопедии написать монографию по субнациональному конституционному праву Российской Федерации. Эта работа сейчас уже закончена, она заняла 2 года. В настоящее время идет редакторская правка рукописи. И я надеюсь, что на следующий год выйдет две моих работы за рубежом на английском языке.

О конституционном праве

Говорят, что студенты, слушающие мои лекции по конституционному праву, меня боятся. Но, поверьте, я не делаю ничего для их устрашения. Просто довольно строго подхожу к преподаванию и изучению права вообще и конституционного права в частности. Я считаю, что раз студент пришел в высшее учебное заведение, то он должен получить высшее образование. А у высшего образования - свои нормы и определенные, строгие требования к объему знаний. Конечно, мне приходится спрашивать со студентов. Но я им и много стараюсь дать. На моих лекциях много внимания уделяется судебной практике. Это не вполне традиционный подход. Я не восторге от американской системы образования – наша, как мне представляется, лучше. Но там есть некоторые элементы, которые можно и нужно использовать. В частности, я применяю прагматический аспект, связанный с необходимостью изучения судебной практики. Мало знать закон. Надо знать, как закон, как суд относится к применению того или иного закона, того или иного нормативного акта. На первый взгляд, конституционное право – это чисто теоретическая дисциплина. Но сейчас это не так. Это было правдой при советском режиме, при СССР. Там была голая теория. Сейчас у нас есть Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Сейчас действительно есть судебная практика, связанная с определением конституционности тех или иных нормативных правовых актов. И это крайне важная практика, так как решение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит. И все правоохранительные органы, должностные лица, все граждане обязаны выполнять эти решения.

«Юридическая» династия

Саликов Марат СабирьяновичРабота отнимает практически все мое время. Мне хотелось бы больше времени посвящать своей семье, но не всегда получается. Я уже упоминал, что с будущей супругой, Натальей Михайловной, мы познакомились в СЮИ, учились в одной группе. Меня очень радует тот факт, что она преподает в нашей Академии на кафедре трудового права. В этом году она защитила докторскую диссертацию по очень сложной теме, связанной с правовым регулированием заработной платы в РФ. Кроме того, она написала несколько книг, успешно публикуется в научных журналах. Мы очень любим обсуждать различные правовые вопросы. Интересно то, что мы специализируемся в разных отраслях права и помогаем друг другу развиваться разнопланово. Наш сын тоже пошел по нашим стопам. Он - студент четвертого курса Института права и предпринимательства УрГЮА. Сейчас он проходит практику в банке. Я думаю, что у него есть все возможности, чтобы найти себя. Если это будет ему интересно, то он сможет реализовать себя, как бизнес-юрист. Дочка пока не определилась в выборе своей будущей профессии. Ей пятнадцать лет, впереди два года для самоопределения. Может быть, она тоже пойдет по нашим стопам. Если это произойдет, то у нас будет настоящая юридическая династия. Я бы, конечно, хотел, чтобы она выбрала профессию юриста, потому что это востребованная профессия, очень ответственная, важная и почетная.

И на отдыхе работа

Отдыхать я совершенно не умею, да и времени на отдых не хватает. Будучи доктором наук и профессором надо обязательно заниматься научной деятельностью. Это так же, как в большом спорте: если мастер спорта не показывает высоких результатов, не подтверждает свое мастерство, то его забывают. Поэтому я стараюсь публиковаться, пишу книги, статьи, рецензирую диссертации, руковожу аспирантами. Эта деятельность отнимает практически все мое время. Если у меня есть возможность, то стараюсь читать книги на английском, чтобы поддерживать язык на должном уровне. К примеру, мне очень нравится американский писатель Джон Гришэм. Я прочитал практически все его романы. Гришэм в своих книгах довольно подробно освещает функционирование правовой системы США. Из них я довольно много почерпнул о работе юристов, адвокатов, судей, присяжных заседателей. Мне нравится его стиль, манера изложения, очень красивый, правильный английский язык. В последнее время (это видимо, свойство возраста), стал перечитывать классику: Толстого, Чехова, Достоевского. Их произведения доставляют мне большое удовольствие.

УрГЮА – один из лучших юридических вузов России

В 2006 году мы будем справлять 75 лет УрГЮА. Я считаю, что наша академия – один из самых лучших юридических ВУЗов России. Все официальные рейтинги это подтверждают - мы всегда находимся в первой двойке - тройке лидеров. Достаточно сказать, что в Академии работают 65 докторов юридических наук, профессоров и более 250 кандидатов юридических наук, доцентов. Мы стараемся держать высокую планку нашей Академии, соответствовать высоким традициям, которые заложили наши Учителя. В конечном, итоге, мы все вместе работаем на то, чтобы Академия оставалась в числе лидеров юридического образования России, а уральская школа права – одной из ведущих школ права в стране.

Записала Мария Бердинская

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста