Главная / Архив номеров / № 5 (5) 2004 /Статья Конкуренция на рынке образовательных услуг будет расти

Конкуренция на рынке образовательных услуг будет расти

Автор: Д. В. Нестерова

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 5 (5) 2004

Страницы: 11

Нестерова Дарья ВладимировнаНестерова Дарья Владимировна, ректор Уральского института экономики, управления и права, доктор экономических наук, профессор.

- Как вы считаете: существует противопоставление государственных и негосударственных вузов?

 - Я считаю, что определенное противопоставление существует. Оно идет по нескольким направлениям. Во-первых, достаточно сильно отличается материальная база государственных и негосударственных вузов, а также источники финансирования. Государственные вузы имеют аудиторный фонд, спортивные сооружения, общежития, клубные помещения, которые они используют бесплатно, поскольку все это находится в федеральной собственности, а негосударственные вузы должны материальную базу либо покупать, либо арендовать. Во-вторых, расходы государственных вузов, связанные с содержанием материальной базы и предоставлением образовательных услуг, финансируются, главным образом, из бюджетов различных уровней, доля привлекаемых внебюджетных средств, как правило, не превышает половины общего бюджета государственного вуза. Негосударственные вузы все издержки финансируют из тех доходов, которые они получили в виде платы за образовательные услуги. Примеры того, когда государство заказывает подготовку специалистов в негосударственных вузах и оплачивает свой заказ, крайне редки.

Второе направление, по которому все еще сильно чувствуется различие - это штатные преподаватели, избранные по конкурсу и работающие в вузе как на основном месте работы, то есть с трудовой книжкой. За последние 5-7 лет ситуация заметно изменилась, негосударственные вузы, прошедшие государственную аттестацию и аккредитацию, причем, не по одному уже разу, конечно, сформировали свой «костяк» профессорско-преподавательского состава, имеют в своем штате не менее 55% преподавателей с трудовыми книжками. Однако существующая система поддержки, например, научно-исследовательской работы – система грантов, предоставляемых только государственной высшей школе, - вынуждает преподавателей, ведущих научно-исследовательскую работу, фактически работать в двух местах – и у нас, и в каком-то государственном вузе. Есть другие причины, например, марка вуза, принадлежность к клубу выпускников, которые усиливают позиции преподавателей на рынке труда и заставляют их работать в нескольких местах.

Третье направление - это выбираемые стратегии на рынке образовательных услуг, в том числе ценовые стратегии. Из-за причин, прежде всего, экономического характера, трудно себе представить подготовку врачей в негосударственном вузе.

 - Почему многие работодатели предъявляют к соискателю на должность в качестве первоначального требования - наличие диплома государственного вуза?

- Причин несколько. Одна из них в том, что диплом всегда выступает как «сигнал», информирующий работодателя о «качествах» потенциального работника. Поскольку негосударственное высшее образование – относительно молодо, существует с 1992 года, работодатели с недоверием относятся к дипломам негосударственных вузов. В этом отношении, негосударственному вузу необходимо завоевывать в упорной борьбе репутацию, показывать и доказывать качество своего образования.

- Ваш институт сотрудничает с государственными высшими учебными заведениями?

- У нас сложились давние партнерские отношения с Уральским государственным университетом им. М. Горького и Уральской государственной юридической академией. Между юридической академией и нашим институтом заключен договор о сотрудничестве, предполагающий совместную организацию конференций, подготовку кадров через аспирантуру УрГЮА. Мы состоим в одном учебно-методическом объединении и заинтересованы в том, чтобы участвовать в методических, научных конференциях, обмениваться определенными результатами работы. С УрГУ такого договора у нас нет, но мы проводим ежегодную совместную конференцию в апреле, у нас есть договор о том, что студенты Института могут пользоваться научной библиотекой УрГУ, а студенты специальности «Мировая экономика» экономического факультета УрГУ – библиотекой нашего Института.

- Представители некоторых негосударственных вузов считают, что их права ущемляются, так как специалисты негосударственного сектора высшего образования практически никогда не включаются в аттестационные комиссии. Вы поддерживаете это мнение?

- Включение того или иного эксперта в состав аттестационной комиссии – это проблема компетентности самого эксперта, а не того, в каком вузе он работает. Например, я неоднократно участвовала в работе комиссий по лицензированию и аттестации вузов, проректор по научной работе нашего Института профессор Д.Н. Бахрах также регулярно приглашается в качестве эксперта. Повторюсь, приглашение в качестве эксперта – это вопрос компетенции. Что касается участия ректоров негосударственных вузов в составе комиссий по оценке государственных вузов, то я ни разу не была приглашена в состав комиссии как ректор, может быть, другие ректоры негосударственных вузов участвовали в такой работе.

- А какие проблемы актуальны для негосударственной высшей школы?

- Такие же, как для государственной высшей школы – старение кадров, низкая эффективность научных исследований, качество и гибкость образования, оптимизация университетского менеджмента, развитие материальной базы.

Поправки, принятые к ФЗ «Об образовании» в большей мере касаются государственных вузов. Мы пока  не можем в полной мере оценить последствия этих нововведений для нас - негосударственных вузов. Ясно одно, конкуренция на рынке образовательных услуг должна вырасти.

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста  Продам студию Парковый Челябинск.