Главная / Архив номеров / № 5 (5) 2004 /Статья Наше преимущество – мобильность

Наше преимущество – мобильность

Автор: М.Н. Денисевич

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 5 (5) 2004

Страницы: 9

Денисевич Михаил НиколаевичМихаил Николаевич Денисевич, ректор Уральского гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор. 

- Михаил Николаевич, Ваш вуз вошел в список ста лучших вузов России, Вы получили почетное звание «Ректор года 2004». Как Вам удалось за столь короткий срок существования (10 лет) добиться таких результатов?

- В этом году в Уральском гуманитарном институте два важных события. 10 июня в Санкт-Петербурге прошло награждение Золотой медалью «Европейское качество» ста лучших вузов России. На Урале были отмечены только два вуза – это Уральская государственная юридическая академия и Уральский гуманитарный институт. Виктор Дмитриевич Перевалов получил почетный знак «Ректор года - 2004» среди государственных вузов, я – среди негосударственных. Нам сложно судить, почему выбрали именно нас. Оценка проходила по 120 показателям, причем включались такие нестандартные показатели, как мнение общественности, мнение властных структур о данном вузе, трудоустройство выпускников, их мнение о вузе и т.д. В список ста лучших вузов вошли 27 негосударственных вузов, 73 – государственных. За 10 лет нам пришлось прошагать путь, который вузы проходят десятилетиями. Мы работали честно и добросовестно. У нас не было резерва времени. Нам нужно было выдержать конкуренцию, и поэтому мы очень быстро делали то, что надо было, возможно, делать и помедленнее. Мы создали вуз, опираясь на опыт государственных вузов. Здесь большая заслуга наших учредителей – Уральского отделения Российской академии наук и УГТУ-УПИ. Мы опирались на их плечи, мощь, поддержку, опыт. Прежде всего, на Председателя УрО РАН В.А. Черешнева, заместителя Председателя академика В.В. Алексеева, ректора УГТУ-УПИ С.С. Набойченко. Благодаря этим людям мы встали прочно на ноги.

- Есть ли преимущества образования в негосударственном учебном заведении?

- На сегодня вырисовывается такая картина: общественное мнение склонилось к знаку равенства между государственными и негосударственными вузами, на что потребовалось 10 лет, ибо негосударственное образование считалось неким атавизмом, неким появившимся сегментом, который случаен на рынке образовательных услуг. Наше преимущество – мобильность. Мы можем быстро перестраиваться, вводить новые специализации и технологии, привлекать лучших преподавателей, специалистов. Именно в мобильности, по моему мнению, сила негосударственных, особенно небольших, учебных заведений.

- В чем состоят трудности негосударственного образовательного учреждения?

- Трудности возникали с самого начала образования института: получение лицензии, развитие материальной базы, развитие образовательных технологии. Но это все решаемо в рамках вуза. Более сложные трудности – это трудности внешние. Нужно было добиться признания общественности, федеральных и муниципальных структур. Но главное – это недоверие к негосударственному сектору в образовании. Оно затянулось на 10 лет. Если сравнить со сферой обслуживания, торговлей – то там сегодня никто, придя в магазин, не спрашивает: у вас частный или государственный магазин? Все смотрят, каков товар, каково качество обслуживания. Потребитель выбирает то, что лучше, он готов платить деньги и получать только хороший товар и качественное обслуживание.

- Михаил Николаевич, в чем сегодня отличие государственного вуза от негосударственного?

- Я не вижу разницы. Ибо и тот, и другой опираются и выполняют государственные стандарты в образовании. Вузы призваны готовить высокопрофессиональных специалистов, воспитывать патриотов своей родины. Эта цель нас объединяет и консолидирует.

- В УрГИ обучение на коммерческой основе. Не означает ли, что студент может учиться неудовлетворительно, и его не отчислят, - поскольку студент платит деньги?

- В нашем вузе такое мнение с первого дня не имело права на жизнь. Что такое оплата студента за обучение? Это как в театре. Зритель получает билет за право  посмотреть спектакль. Так же и у нас. Студент получает право придти в институт и получить образовательные услуги. Это только право, а его обязанность – получить знания, навыки, опыт практической работы. Мы ориентируемся только на качество подготовки. За прошлый год у нас отчислено 260 студентов за неуспеваемость. Для примера, мы выпустили за 10 лет 1400 бакалавров и специалистов, а отчислили за этот период 2250 студентов, т.е. для того, чтобы подготовить одного специалиста, было отчислено 2 человека.

- Какие требования Ваш вуз предъявляет к студентам?

- Традиционно – это учебная дисциплина, как и во всех вузах. Посещение лекций добровольно-обязательное, посещение семинарских занятий – обязательное. И независимо от того, пропустил ли студент занятие по уважительной причине или нет, семинарское, практическое занятие обязан отработать (за деньги). У нас студент платить деньги за все, если он недобросовестно учится. Широко практикуется повторное обучение. Не сдал студент 2-3 предмета – повторно изучает эти предметы в следующем году. Сегодня примерно 7% студентов на повторном обучении. Эти студенты не успевают, не могут освоить образовательную программу. Мы сейчас создаем систему, чтобы студент не был выброшен на улицу. Если он по каким-то причинам не успевает, то мы его стараемся оставить на второй год. Ибо выброшенный на улицу студент – это уже асоциальная личность, ему трудно вписаться в общество, в систему ценностей. Задача вуза – поддерживать студента, используя для этого различные рычаги. Молодежь – личность развивающаяся. Сегодня что-то не получилось, но это не означает, что студент должен пополнить армию безработных. Такие студенты создадут нам проблемы на улице. Молодежь нужно поддерживать, заботиться о ней. Вуз должен поднимать, воспитывать, образовывать. В этом и состоит сущность образования.

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста