Главная / Архив номеров / № 5 (5) 2004 /Статья Валерий Нестеров: «Лучше быть востребованным столяром, чем безработным юристом…»

Валерий Нестеров: «Лучше быть востребованным столяром, чем безработным юристом…»

Автор: В. В. Нестеров

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 5 (5) 2004

Страницы: 4-7

Нестеров Валерий ВениаминовичВ Екатеринбурге действует масса государственных и негосударственных высших и средних учебных заведений, готовых предоставить профессиональную подготовку вновь испеченным абитуриентам. А как порой сложно сделать правильный выбор молодому человеку или девушке, только что окончившим школу. Какую выбрать профессию? В далекие советские времена достаточно было ответить только на этот вопрос, и вся жизнь предопределена. А сейчас все иначе. Не менее важным является выбор учебного заведения, в котором будущий студент собирается продолжить свой образовательный путь.

О положении в сфере профессионального образования рассказал Министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Вениаминович Нестеров.

- Валерий Вениаминович, расскажите, пожалуйста, о системе образования, которая сложилась в нашем российском обществе, о целях и задачах каждой ступени образования, потому что не секрет, что в сознании многих людей сложилось такое понимание, будто цель всего школьного образования – это исключительно подготовка учащихся в вуз. Практически каждая школа имеет договоренности с вузами по подготовке школьников: экологический лицей №3 с биолого-географическим факультетом Педуниверситета, математическая гимназия №5 с Горно-геологической академией и таких примеров масса. Причем директора школ идут с огромным удовольствием на такое сотрудничество с вузами, потому что престижность школы зависит от количества поступивших выпускников в вуз. Не приведет ли это к однобокости мировоззрения выпускников отдельных школ, когда человек, например, будет знать отлично биологию и географию и запущенными останутся литература, математика…

- У российского образования - длительная история развития. В стране выстроилась четкая структура образования, которая независимо от политического строя действует уже около 250 лет.

Первая ступень образования периода детства - этодошкольное образование. Во все времена было ясное понимание того, что образование периода детства – основополагающий момент в развитии человека. От этого периода зависят последующие этапы жизни индивидуума, его успехи и достижения. Дошкольное образование состоит из двух этапов. Первый, самый ранний период- это общение с матерью. Второй - игровой период, когда ребенок проживает целый комплекс сюжетно-ролевых игр, таким образом постигая способы коммуникации в обществе. Задача дошкольного образования состоит в том, чтобы обеспечить плавный переход от игровых видов деятельности к учебным.

Затем есть период начального общего образования. Начальная школа обеспечивает изучение ребенком инструментария для последующей жизни в обществе. К таким инструментам относятся овладение грамотой, языками (письменный, устный, математический и другие символические языки), способами познания.

Следующий этап – это основное общее образование, которое ставит задачу ознакомить учащихся с опытом наших предков, всего человечества. Суть методики, дидактики как раз состоит в том, чтобы отобрать из всего многообразия исторических фактов тот необходимый минимум, который смогут успешно воспринять учащиеся, потому что история развития человечества гигантская, а жизнь одного человека по продолжительности существенно отличается от этого огромного периода. Основное образование носит ознакомительный характер, выполняет функцию связи времен. А преподносится весь материал в виде учебных предметов, которые освещают отдельные виды деятельности человека. При этом очень важным предметом в основном образовании, я считаю, является история. Потому что именно она показывает все многообразие развития человечества, и социальное, и научное, и техническое. Здесь нужно акцентировать внимание детей на тех нравственных выводах, которые сделало человечество за время своего существования.

Некоторые преподаватели считают, что важнее, допустим, чтобы ученики хорошо знали географию. Но по существу география или любой другой предмет - этого всего лишь инструмент. Главной задачей педагогики является формирование ценностных ориентаций. Вот это, собственно, я и называю воспитанием, потому что воспитание – это не система назиданий. Воспитание есть следствие достаточно качественной образованности, когда человек способен оценивать, осуществлять выбор.

Есть в общем образовании еще одна ступень – это полная средняя школа, которая имеет более прагматическую задачу. Информация, приобретаемая учащимися в этот период, имеет научный характер, а весь процесс образования должен представлять переход от урочной системы обучения, основанной на общении учащихся с учителем, к самостоятельному образованию, постижению мира и опыта. В связи с этим в школах вводится углубленное изучение предметов, факультативные занятия и много другое. То есть, основная задача полного среднего образования – это приобретение человеком некой самостоятельности, способности к выбору, самообразованию, самооценке. Ни в коем случае последняя ступень школьного образования не ставит перед собой цель – подготовить учащихся для поступления в то или иное высшее учебное заведение. Это принципиальная ошибка, которую допускают не только ученики и их родители, но и руководители школ и вузов. Учащегося нужно подготовить к самостоятельному выбору профессии, а в связи с этим - учебного заведения, а вовсе не готовить его к поступлению в конкретный вуз, ломая, порой, его собственное мнение и желание, пичкая знаниями по какому-то определенному кругу предметов, необходимых для поступления, например, только на биологический факультет.

Кроме общего образования, у нас есть еще и профессиональное, которое также состоит из нескольких ступеней. Первая ступень – это начальное профессиональное образование, которое готовит специалистов по рабочим профессиям. Хотя сейчас спектр подготовки в учреждениях начального профессионального образования достаточно широкий: это и модельеры-закройщики, и товароведы да и масса других, которые далеко не являются рабочими. Среднее профессиональное образование – это исключительно особенность российского образования. На сегодняшний момент у нас недостаточна связь между начальным и средним профессиональным образованием. Мастера, которых готовят колледжи и техникумы, подчас не имеют представления о деятельности рабочих, хотя их непосредственная задача - управлять этими рабочими. Высшая школа сейчас также пытается выйти на ступенчатый вариант получения образования. И, наконец, послевузовское образование: аспирантура, докторантура и тому подобное.

В Свердловской области вся система образования представлена в полном объеме. У нас имеются все виды и типы образовательных учреждений, которые существуют в России.

- Каким образом государство регламентирует деятельность образовательных учреждений?

- Во-первых, государство осуществляет лицензирование образовательного учреждения – это оценивание условий для получения соответствующего образования. В это понятие входит наличие качественных образовательных программ и обеспечение процесса обучения соответствующими кадрами: специалистами, преподавателями, учеными. Во-вторых, это государственная аккредитация, означающая оценку образовательного учреждения по результатам подготовки специалистов.

- Как вы относитесь к тому, что Государственная Дума приняла законопроект, снимающий ограничения на платный прием в государственные вузы по специальностям "юриспруденция", "экономика", "психология". Не приведет ли это к массовому переизбытку специалистов по данным направлениям?

- Сегодня мы имеем перепроизводство по юридической специальности, причем не всегда это специалисты с качественной подготовкой. Рынок заполнился, очень трудно теперь юристам пробивать себе дорогу. Введение такого законопроекта для потребителя образовательных услуг должно послужить сигналом – поостерегись, подумай над своей будущей профессией. В ближайшее время ситуация на рынке труда по указанным профессиям не изменится. Аналогичная ситуация и с психологами. Мы все-таки живем не в Америке, где практически каждый человек не мыслит себя без личного психоаналитика. У нас другой менталитет.

- В Екатеринбурге осуществляют подготовку студентов по юридической специальности 7 вузов: 2 государственных и 5 негосударственных. Как бы Вы охарактеризовали деятельность этих учебных заведений?

- В 90-ые годы сложилась определенная обстановка в обществе, появился социальный заказ на специалистов с юридической подготовкой. В ответ на этот заказ появилось и предложение – увеличение количества юридических вузов и факультетов. У меня это вызывает недоверие. С одной стороны, конечно, это хорошо, когда в стране достаточное количество адвокатов, нотариусов и так далее, но не менее важный вопрос – это качество подготовки специалистов, которое, безусловно, зависит от многих факторов, в том числе от наличия или отсутствия научной базы. У нас есть, к примеру, Уральская государственная юридическая академия, которая имеет уже мировое имя, прекрасную научную базу, более чем 70-летнюю историю. Если есть в вузе или на факультете научная деятельность, школа, то это серьезно. Когда речь идет о подготовке специалистов в сомнительных филиалах, понятно, что львиная доля того, что услышат студенты на занятиях в подобных учебных заведениях, они услышат от случайных людей, не имеющих достаточной квалификации. Но здесь надо винить не тех, кто предлагает некачественные образовательные услуги, по существу, а тех, кто эти услуги потребляет. Если люди хотят выучиться на юриста, то они должны внимательно изучить те учебные заведения, которые осуществляют подготовку юристов, и выбрать одно из них сознательно.

Что касается негосударственных вузов, то среди них тоже уже есть немало достойных, которые просуществовали 10 и более лет и уже завоевали себе репутацию, например, Уральский гуманитарный университет.

- Валерий Вениаминович, как Вы относитесь к такому факту, что многие, даже далекие от гуманитарного направления, вузы открывают юридические факультеты?

- Да, действительно, на сегодняшний день подготовку юристов осуществляют даже в тех вузах, которые никогда не имели отношения к юриспруденции. То же, кстати, происходит и с экономическими специальностями. Например, если вуз всегда был техническим, и сделал себе на этом прекрасное имя и имидж, то мне не совсем понятно открытие гуманитарного факультета в этом вузе, где, в том числе, учат и на юристов. Более 80 лет понадобилось вузу, чтобы завоевать репутацию в техническом образовании, а это означает, что не меньше времени понадобится, чтобы сделать себе имя в гуманитарном направлении, да и зачем это нужно, ведь вуз-то технический.

Я считаю, что должно быть корпоративное достоинство. Нельзя из собственного вуза делать всеядное образовательное учреждение: появился спрос на юристов – давайте готовить юристов, появился спрос на экономистов – а давайте готовить и экономистов. Нужно думать еще и о престиже своего вуза, о его достоинстве.

- Не секрет, что в нашем обществе наблюдается явный переизбыток специалистов с высшим образованием, у которых за время учебы изменилась ментальность, и они уже не желают идти на менее престижную работу – все хотят быть директорами, менеджерами. А кто будет строить дома, водить автобусы?

- Сегодня в Свердловской области в высшей школе обучается 150 тысяч студентов, 110-120 тысяч учится в средней профессиональной школе и 58 тысяч человек проходит обучение в учреждениях начального профессионального образования – как видите, диспропорция налицо. Мы все государственные деятели, я имею в виду себя и ректоров вузов, мы часто говорим о патриотизме, о государственном долге. Мы должны прекрасно понимать, что та структура образования, которая сейчас сложилась, – неправильная, и нужно предпринимать конкретные меры, чтобы хоть как-то исправить положение. Конечно, можно ссылаться на опыт Японии, где до 70% людей на рабочих должностях имеют высшее образование. Только ведь студенты, которых мы сейчас таким образом сориентировали в профессиональном плане, не в Японии будут жить, и не через 100 лет, а в ближайшее время и в России. А сегодня ситуация такова, что рынок труда в России требует специалистов рабочих квалификаций: у нас огромный дефицит станочников, сварщиков, монтажников.

Я считаю, что мы должны возрождать уважение к рабочим профессиям, которое было в советское время, объяснять детям еще в школе, что лучше быть востребованным столяром, чем безработным юристом. Нужно рассказывать школьникам о том многообразии профессий, которые существует в мире, чтобы у них не складывалось неправильное представление, что кроме юристов и экономистов больше нет стоящих специальностей. А на сегодняшний момент мнение большинства таково: «Либо будешь человеком, либо в ПТУ пойдешь». Например, в одной из сельских школ мы провели социологическое исследование, и что оказалось: почти все дети хотят быть банкирами. Я считаю, что это наша ошибка, ошибка педагогов, в том числе работающих в высшей школе, которые начинают заниматься профанацией, придумывают различные модные специальности – «менеджер чего-то» и тому подобное. А нужно думать не о себе и о своей выгоде, а о будущем наших детей, о будущем государства.

На встрече с ректорами вузов Свердловской области я предложил создать Межвузовский центр по работе с общим образованием. Причем работать нужно не с абитуриентами, а с учениками более младших классов, например, начиная с 5-го. Необходимо, чтобы представители различных вузов, ученые ездили по районам, встречались с детьми, проводили Дни высшей школы и Дни академии наук, где бы дети могли узнавать об изменениях в науке и жизни вообще.

- А как насчет обучения по целевым направлениям предприятий, разве это не помогает регулировать подготовку кадров по тем или иным специальностям?

- Сегодня многие предприятия формируют заказ на подготовку специалистов и участвуют в самом процессе подготовки, предоставляя базу для практики, чтобы хоть как-то закрыть вакансии. Причем это имеет место на всех ступенях профессионального образования. Но обратите внимание, по высшей школе у нас минимальный целевой заказ – на сегодняшний момент в вузах Свердловской области таким образом обучается всего лишь 9,5 тысяч человек. Это очень важный показатель. Как видите, структура образования расстроилась, причем ситуация осложняется еще и тем, что невозможно определить на уровне страны, сколько и каких специалистов потребуется через некоторое время, так как экономическая ситуация в России достаточно неустойчивая.

- Валерий Вениаминович, а не повлияет ли каким-нибудь образом демографическая ситуация на образование в России и Свердловской области, в частности?

- В нашей стране наблюдается серьезный демографический спад. И очень скоро начнется период, когда вузам придется сокращать учебные места, так как на сегодняшний момент высшая школа очень «раздута» по числу обучающихся в ней студентов. И уже в этом 2005 учебном году не будет такого количества ребят, выпускающихся из полной средней школы, на которое рассчитывают ректоры государственных и негосударственных вузов. Настает время, когда за абитуриента нужно будет бороться!

- В настоящий момент в школах вводится единый государственный экзамен. Что он дает, какие его основные функции?

- Как всем известно, во-первых, единый госэкзамен призван ликвидировать коррупцию при приеме в вуз, во-вторых, он должен способствовать более объективной итоговой аттестации выпускников при окончании школы. И, наконец, сдав успешно такой госэкзамен, выпускник может поступить в любой вуз страны, который ему нравится. Однако, окончание школы и поступление в высшее учебное заведение – это два разных юридических факта, и их нельзя объединить. Единый госэкзамен не дает полного представления об образованности абитуриента. Кроме того, у вуза, безусловно, есть право видеть своего абитуриента в лицо - особенно это относится, по моему мнению, к юридическому образованию - а единый госэкзамен лишает представителей высшего учебного заведения этого права. Каждый вуз может выдвигать собственные критерии отбора абитуриентов, потому что есть какие-то личностные качества, необходимые для приобретения той или иной профессии.

Кстати, особой разницы между тем, что выявляется на централизованном тестировании при проведении единого госэкзамена и результатами итоговой аттестации, которую проводят преподаватели школ, не отмечается.

- Что собой представляет дистанционное образование?

- Первичное высшее образование дистанционно давать нельзя. Это может быть лишь второе, третье дополнительное образование. Особенность дистанционного образования в том, что все обучение производится дистанцированно, то есть, попросту говоря, удаленно от преподавателя. Например, собирается группа учащихся, а перед ними - телевизор, и все слушают лекцию. При этом нельзя задать вопрос, попросить уточнить и так далее. Такое образование рассчитано на людей уже полностью сформировавшихся в образовательном плане, но желающих получить дополнительные сведения в той или иной области. Первое высшее профессиональное образование должно приобретаться в непосредственном контакте, в общении с преподавателями, и на конкретной научно-лабораторной базе.

- И напоследок, Валерий Вениаминович, что Вы пожелаете Абитуриенту-2005?

- Я желаю всем выпускникам достойно закончить школу и правильно выбрать для себя профессию. Для этого не нужно гнаться за престижными специальностями, вузами, нужно просто прислушаться к самому себе и выбрать то, что больше всего хочется. Если вам хочется строить дома – идите работать строителем, хочется лечить людей – поступайте в медицинскую академию или медицинский колледж. Помните, Вы ответственны за свой выбор перед самим собой и всем обществом.

 Текст: Людмила Углова.

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста  Вся свежая информация на сайте: майораль - свежая информация тут.