Главная / Архив номеров / № 5-6 (70-71) 2010 /Статья «Необходима разработка механизмов правового обеспечения рационального использования земель» – интервью с Виктором Викторовичем Кругловым

«Необходима разработка механизмов правового обеспечения рационального использования земель» – интервью с Виктором Викторовичем Кругловым

Автор: В.В. Круглов

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 5-6 (70-71) 2010

Страницы: 10-14

В связи с оживленным обсуждением Концепции развития гражданского законодательства не стоит забывать и о том, что совершенствование гражданского законодательства затрагивает не только гражданское право, но и другую, не менее важную отрасль – земельное право. О влиянии Концепции на развитие законодательства о земле и природных ресурсах мы решили поговорить с заведующим кафедрой земельного и экологического права, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ, действительным членом (академиком) Российской экологической академии Виктором Викторовичем Кругловым.

Виктор Викторович, в настоящий момент подготовлен проект Концепции совершенствования гражданского законодательства. Значительное количество предлагаемых данной Концепцией изменений касается вопросов регулирования земельных отношений. Принимали ли вы и другие специалисты земельного права участие в разработке Концепции?

Прежде всего я хочу сказать, что эта Концепция подготовлена и обсуждалась большим кругом ученых, ведущих специалистов. Лично я в разработке участия не принимал, но участвовал в ее обсуждении, которым руководил советник Президента РФ профессор В. Ф. Яковлев, в Екатеринбурге в рамках Европейско-Азиатского правового конгресса. В разработке Концепции принимали участие два  представителя  науки  земельного

права: профессор Николай Александрович Сыродоев и доцент Оксана Михайловна Козырь.

Какая роль отводится в данной Концепции Земельному кодексу РФ? не приведут ли предполагаемые изменения к существенному сокращению предмета регулирования земельного права и возвращению к вопросу о самостоятельности земельного права как отрасли?

Земельный кодекс РФ нуждается в некотором изменении. Я думаю, что после внесения изменений в Гражданский кодекс РФ будет принята новая редакция Земельного кодекса, при этом часть норм из Земельного кодекса перейдет в Гражданский кодекс. В настоящее время в земельном законодательстве содержатся нормы гражданского права, а в гражданском законодательстве имеются нормы земельного. В результате в процессе правоприменения в ряде случаев возникает коллизия таких норм, что создает сложности на практике. Для нас неважно, где находится норма, главное, чтобы она осуществляла соответствующее правовое регулирование земельных отношений. Все нормы в рассматриваемой сфере должны быть между собой взаимосвязаны и направлены на решение главной задачи земельного законодательства – на рациональное использование и охрану земель как главной части всего природного комплекса.

Что касается самостоятельности земельного права, то это фундаментальная отрасль российского права, которая продолжит свое существование. Она будет включать задачи и принципы правового регулирования, содержание конкретных прав и обязанностей пользователей земли, эколого-правовые и земельно-правовые требования и ограничения, а также приоритеты, которые должны учитываться в процессе использования и охраны земли и ее участия в гражданском обороте. Важно не допустить такие негативные моменты, как: спекуляция земельными участками, нерациональное использова-

ние земель, утрата и сокращение наиболее ценных сельскохозяйственных угодий. В этом должна проявляться роль земельного права. При этом земельное право должно взаимодействовать с гражданским правом, другими природоресурсными отраслями права (лесным, водным, горным, фаунистическим, воздухоохранным) и в большей мере учитывать экологические интересы, что соответствует содержанию ст. 9 и 36 Конституции РФ.

Не приведет ли такое вмешательство к утрате земельным участком особого статуса как объекта правоотношений?

Что касается земельного участка, то особого статуса он не потеряет, наоборот, его статус весьма специфичен, и он повысится по сравнению с другими объектами недвижимости, которые регулируются нормами гражданского права. Земельный участок остается особым объектом правового регулирования, целью которого является рациональное использование и охрана земель, охрана окружающей среды, ее отдельных объектов и комплексов.

Как вы относитесь к идее разработчиков Концепции о расширении круга ограниченных вещных прав и возврате к таким давно забытым институтам, как эмфитевзис, узуфрукт и право застройки, известное дореволюционному законодательству России и законодательству советского периода?

Положительно. Я считаю, чем больше у нас будет таких норм, тем больше это позволит расширить круг конкретных прав на землю граждан и юридических лиц, а также их обязанностей, обеспечить реализацию конституционных земельных и экологических прав граждан. При этом появится возможность использовать инструментарий гражданского права для регулирования земельных отношений с учетом специфики использования земель для определенных целей, комплексного и системного подхода к правовому регулированию, принимая во внимание интересы охраны смежных природных объектов.

В чем, по вашему мнению, причина отказа от предлагаемой Земельным кодексом РФ системы вещных прав (собственность, аренда) и возврата к прошлому?

Прежде всего следует отметить, что нет никакого отказа от системы вещных прав на землю и возврата к прошлому, когда действовал только один титул – право постоянного (бессрочного) пользования землей. Наоборот, в ходе земельной реформы были введены такие титулы прав на землю, как право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды и земельный сервитут. В земельном законодательстве в настоящее время проявляются следующие тенденции правового регулирования: сохранение преемственности и усиление роли государства, а также расширение видов и субъектов в том числе пользования землей, появление новых субъектов землепользования, в частности крестьянских (фермерских) хозяйств. Этим и объясняется сохранение таких прав на землю, как постоянное бессрочное пользование и пожизненное наследуемое владение. Указанные тенденции правового регулирования земельных отношений направлены на то, чтобы дать простор для расширения иных прав на землю у граждан и юридических лиц и усиление их ответственности.

Как вы относитесь к такому основанию приобретения права собственности, как приобретательная давность?

Отрицательно. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. В связи с этим у нас не должно быть бесхозных земель и других природных ресурсов, которые ранее находились в государственной собственности. Кроме того, никакие объекты гражданского оборота не рассматриваются Конституцией РФ в качестве основы жизни и деятельности, поэтому собственником земель и других природных ресурсов всегда выступает государство, независимо от того, кто и как их использует. Я считаю, что наличие такой ситуации свидетельствует об отсутствии надлежащего государственного и муниципального контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Хотелось бы также затронуть вопрос об отношениях, связанных с управлением земельными ресурсами, исконно считающихся предметом регулирования земельного права.

Сегодня государственное и муниципальное управление землями, в том числе земельный контроль, к сожалению, малоэффективны. На наш взгляд, создание Росреестра РФ сыграло положительную роль, особенно в сфере гражданского оборота, поскольку один и тот же орган регистрирует сделки с землей и контролирует их соответствие экологическому и земельному законодательству. Ранее такие функции на местах выполняли земельные комитеты, которые затем были преждевременно ликвидированы. В то же время необходимо освободить указанную федеральную службу от ряда возложенных на нее функций, чтобы она могла прежде всего обеспечить в рыночных условиях надлежащий государственный земельный контроль за рациональным использованием и охраной земель. При этом весьма важно обеспечить осуществление эффективного земельного контроля Росприроднадзором РФ и взаимодействие этих государственных служб между собой с учетом дальнейшего развития рыночных отношений в рассматриваемой сфере. Все это необходимо для реализации конституционных прав граждан на землю, иные природные ресурсы и благоприятную окружающую среду. Что касается государственного кадастра объектов недвижимости, то его роль значительно возрастает в условиях рыночной экономики, и нам следует совершенствовать его механизмы. Наличие кадастра позволяет узнать, чей это земельный участок, каково его предназначение, кто является владельцем, пользователем, собственником, что необходимо как для использования, так и охраны и оборота земель. Для улучшения кадастровой и в целом управленческой деятельности в сфере земельных отношений важно ускорить введение института кадастровых инженеров, создание эффективных правовых, организационных и иных условий для их работы. Хотелось бы отметить положительную роль гражданского права, разрабатывающего общие положения о правах на землю и другие природные объекты, имеющие принципиальное значение для развития земельного и других природоресурсных отраслей права в современных рыночных условиях. Считаем, что в законодательстве не должно быть никаких противоречий между названными отраслями, они должны тесно взаимодействовать и обеспечивать рациональное использование и охрану земель, применяя свои специфические методы регулирования.

Какие еще серьезные изменения в области земельных отношений нас ждут в ближайшее время?

По моему мнению, в настоящее время необходима разработка организационно-правовых и экономических механизмов правового обеспечения рационального использования и охраны земель в условиях рыночной экономики и обострения экологических проблем.

Кроме того, для завершения земельной реформы следует уйти от права долевой собственности граждан на земли сельскохозяйственного назначения, возникшего в ходе реорганизации и приватизации земель колхозов и совхозов. Сейчас гражданин-собственник доли в праве на землю не использует ее, землей пользуются организации, которые, как правило, не имеют прав на нее. Думается, что если мы уйдем от долевой собственности граждан на земли сельскохозяйственного назначения, тогда у нас будет полная ясность, кто отвечает за рациональное использование и охрану земель. Необходимо обеспечить сохранение количества и надлежащее качество земель сельскохозяйственного назначения, их целевого назначения, а также вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных и иных земель в производство сельскохозяйственной продукции, особенно в промышленных регионах страны. Здесь как раз нужны гражданско-правовые инструменты, которые сегодня недостаточно развиты, для обеспечения рационального использования земель и других природных ресурсов, их охраны и охраны окружающей среды. В гражданском праве есть возможность для развития таких правовых механизмов. Чем разнообразнее они будут, тем в большей степени будут способствовать реализации конституционных прав граждан на землю и их иных экологических прав, решению социально-экономических и экологических проблем Российской Федерации и ее отдельных регионов, особенно Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Какая проблема правового регулирования земельных отношений на данном этапе развития земельного права, по вашему мнению, наиболее остро нуждается в совершенствовании?

Прежде всего необходимо совершенствовать всю систему государственного и муниципального управления и контроля, ее задачи, функции и органы в области земельных отношений. В земельном законодательстве следует вернуться к понятию «земельный фонд» как совокупность всех земель независимо от их формы собственности в пределах границ Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, ответственность за состояние которого несут соответствующие органы управления. Необходимо совершенствовать и активнее использовать имеющиеся гражданско-правовые механизмы, в том числе  планирование  и  экономическое стимулирование, чтобы обеспечить целевое, рациональное и комплексное использование всех категорий земель. Требуется также четко разграничить право собственности на землю на всех уровнях и решить проблему долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения бывших колхозов и совхозов.

Хочется надеяться, что Концепция совершенствования гражданского законодательства станет важным шагом для правового обеспечения рационального и комплексного развития земель и их охраны. Более того, подобная концепция необходима для дальнейшего развития земельного, природоресурсного и экологического законодательства в целом, о чем справедливо говорят ведущие представители земельно-правовой и эколого-правовой науки, в частности профессора А. К. Голиченков, М. М. Бринчук, С. А. Боголюбов, О. И. Крассов и др.

Интервью подготовили А. Олькова, А. Сентябрева.

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста