Главная / Архив номеров / № 2 (2) 2004 /Статья Если вы хотите продать свой бизнес

Если вы хотите продать свой бизнес

Автор: А. А. Баганов

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 2 (2) 2004

Страницы: 37-38

Адвокат А. А. Баганов,

управляющий партнер НК «Адвокатское бюро «Карнаухов,Баганов и партнеры»

Бизнес может находиться на любой стадии развития, когда обнаружится, что этот бизнес необходимо продать.

Чтобы в кратчайшие сроки получить за бизнес максимальную цену есть разные средства.

Например, можно позвать на помощь друзей и родственников. Проанализируйте финансовое состояние своих родственников, друзей, друзей семьи и друзей своих друзей, чтобы оценить, кто из них может предложить вам деньги в обмен на бизнес. Но если вы не хотите, чтобы их хватил удар от прикупленных по дружбе рисков бизнеса и возможностей банкротства предприятия и тем испортить доверительные отношения, то будет лучше поискать иные пути продажи.

Другим вариантом может стать помощь банков. Однако, для банка покупка действующего предприятия означает перевод денежных активов в пассивы. В любом случае, банки не отдают «сильные» активы в обмен на «слабые» и для этого они будут конвертировать активы вашего бизнеса, обычно неликвидные (например, здания, товарные запасы и дебиторскую задолженность) в денежные средства под существенную скидку. В отсутствии таких активов банки будут требовать персональных гарантий у собственников продаваемого бизнеса.

Более доступными являются корпоративные инвесторы, сами в некоторых случаев утратившие предпринимательский дух из-за слишком сильного разрастания и, поэтому, ищущие внешние источники вдохновения. Впрочем, среди корпоративных покупателей вполне могут оказаться российские или иностранные стратегические партнеры, увидевшие в покупке вашего бизнеса новые возможности для расширения ресурсов сырья, производства, новых рынков для своей продукции или для распределения рисков в не основной бизнес. Этим партнерам, как правило, требуется полностью раскрытая финансовая информация и, скорее всего, необходимо будет оживить собственными силами продаваемое предприятие до уровня рентабельности, т.е., показать, что продаваемый бизнес является хорошим кандидатом для инвестиций и стратегического партнерства. Соберите и проанализируйте сведения о том, в капитале каких предприятий ваши корпоративные партнеры уже имеют доли и найдите способ расположить менеджеров среднего звена к заключению сделки с вами.

Наконец, последним в перечне, но не последним по привлекательности являются частные инвесторы, имеющие собственный капитал, и, возможно, знающие характер вашего бизнеса, (зарубежных аналогов таких инвесторов окрестили - «ангелами бизнеса»), которые в обмен на ваш бизнес готовы будут выложить за него свои средства. Полезно иметь в виду следующие характерные особенности «ангелов бизнеса»: примерно половина из них частично или полностью теряют вложенные ими средства, не проводят оценку перспективности инвестиций, не требуют персональных поручительств и рекомендаций, они вообще менее требовательны, чем венчурные инвесторы (венчурный капитал – это источник финансирования начинающих или рисковых предприятий, но приобретается он дорогим, длительным и тяжелым процессом); «ангелы бизнеса» вкладываются в бизнес, расположенный, как правило, недалеко от мест их проживания, но не далее чем ближайший областной центр; примерно четверть всех частных инвесторов образуют группы для проведения совместных сделок.

Указанные особенности частных покупателей, сами по себе, не предопределяют успех или неудачу сделки, однако, те из «ангелов бизнеса » кто чаще добивается полюбовного соглашения и попадает в число непрогараемых инвесторов всегда работают с профессиональными спасателями – специализированными консультантами-брокерами и адвокатами, отвечающими за безопасность сделки.

Приведенные ниже рекомендации также помогут вам извлечь максимум возможного из продажи бизнеса.

1. Продажа действующего предприятия практически всегда приносит больше денег, чем распродажа его активов после закрытия. Соображения покупателя по покупке даже самого проблемного бизнеса бывают различными, включая следующие:

  • У покупателя может быть аналогичный бизнес и слияние предприятий повысит их эффективность;
  • Покупатель может иметь особый интерес к какому-либо из ваших активов – месту расположения, ключевым сотрудникам или лицензии и пр.;
  • Покупатель может иметь доступ к необходимому финансированию, а следовательно, он может продолжать дело до тех пор, пока бизнес идея не оправдает себя;
  • У покупателя может быть большой опыт работы в вашем секторе, он, возможно, представляет как нужно изменить ваш бизнес, чтобы он стал прибыльным;
  • Покупатель может решить, что приобретение и перестройка вашего бизнеса обойдется ему дешевле, чем раскручивание с нуля.

2. Устройте смотр специалистов, подходящих для вашей сделки по ее масштабам, а также по их опыту и результативности продаж и покупок готового бизнеса.

3. Все что имеет отношение к продаже, является предметом торга. Ставьте выплату и размер вознаграждения в зависимость от результата сделки. Определяя цену не забывайте, что она зависит не только от стоимости основных средств, но также от имеющихся клиентов, от ключевых сотрудников, от конкретных незавершенных проектов с их сроками исполнения и затратами, а также от других измеримых критериев.

4. Не скрывайте ничего от вашего консультанта, в противном случае скрытые обязательства вернуться к вам.

5. Специализированная компания по продажам бизнеса приносит с собой опыт, уверенность и, как правило, минимум двух покупателей. А два покупателя это уже торги, которые позволяют поднять цену. Цена, по которой вы соглашаетесь продать, никогда не выплачивается сразу.

6. Вырученные за счет продажи бизнеса средства вряд ли будут очень большими, однако они могут оказаться еще меньше без толкового посредника или без гарантий адвокатской проверки безопасности сделки.

7. Когда не проведена грамотная и ответственная экспертная проверка и предпродажная подготовка бизнеса опытными посредниками со стороны продавца, проверку могут взять на себя покупатели. Последние обычно растягивают сроки проверки настолько, чтобы другие потенциальные покупатели потеряли к вам интерес, а также бесконечно отыскивают основания представить то, что вы продаете, как нечто отличное от ожидаемого. Обычно это позволяет влиять в пределах 10-20% на первоначальную цену. Избежать занижения цены как раз и помогут компании, специализирующиеся на тщательной проработке меморандума о продаже – документа, который дает покупателям реально достаточное представление о вашем бизнесе.

8. Разделение бизнеса на части, если оно возможно, например выделение интеллектуальной собственности, может принести дополнительные суммы при продаже. Ветераны владения товарными знаками или лицензиями могут иметь интересный и порой критически важный потенциал, который не отражен в результатах деятельности их компании.

Подводя черту краткому знакомству и заочным советам замечу, что ценность покупки готового бизнеса всегда зависит от степени усилий и таланта покупателя. Собственность, а тем более прибыльное управление ею – задача хотя и посильная, но не для всех людей и уж точно не на всех этапах их жизни.

 

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста