Главная / Архив номеров / № 4 (9) 2005 /Статья Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Автор:

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 4 (9) 2005

Страницы: 56-58

Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) являются любые психологические особенности психически здоровых людей[1]. Например, предметом судебно-психологической экспертизы является не установление достоверности показаний, что относиться к компетенции следователя, суда, а особенности протекания у лица (свидетеля, потерпевшего и др.)психических процессов объективно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения, входящих в предмет доказывания.

Объектом судебно-психологической экспертизы служит живой человек. Однако судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда он умер до суда. Посмертная экспертиз в осуществляется только по материалам дела (протоколы допросов, письма, дневники, записки, магнитофонные и видеозаписи и др.).

Судебно-психологические экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подъэкспертного и разрешаемых вопросов. Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца и гражданского ответчика.

Вопросы, разрешаемые судебно-психологическими экспертизами, дают возможность систематизировать их по направлениям:

1.     Экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого)(т.е. анализ психологической характеристики личности) и их влияние на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Экспертное заключение судебного психолога может быть использовано в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Например, эксперт отвечает на вопрос о соответствии возраста психического развития хронологически достигнутому.

2.     Экспертиза психологического состояния (аффекта, стресса, фрустрации, депрессии др.) у обвиняемого (подсудимого) в момент инкриминируемых ему деяний. Экспертное заключение используется для установления состояния сильного душевного волнения (аффекта) обвиняемого в момент совершения преступления. Определение состояния аффекта имеет значение для квалификации по ст. 107 УК РФ и ст. 113 УК РФ.

3.     Экспертиза склонности несовершеннолетних (малолетних) к повышенной внушаемости, фантазированию.

4.     Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать себе отчет в своих действиях.

5.     Способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника и оказывать ему сопротивление.

6.     Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего объективно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные мнения.

7.     Экспертиза наличия или отсутствия у лица в период предшествующих смерти, психологического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

8.     Экспертиза обстоятельств, связанных с управлением техникой.

9.     Экспертиза возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.

Судебно-психологические экспертизы проводятся комиссией экспертов или одним экспертом. Компетентность эксперта заключается в наличии высшего специального психологического образования, опыта преподавания психологии или опыта экспертной деятельности в качестве эксперта-психолога.

В литературе по вопросу о моменте назначения судебно-психологической экспертизы высказаны различные точки зрения. Одни авторы считают, что экспертиза должна назначаться на начальном этапе расследования (В.В. Яровенко), другие – что ее целесообразно назначать на ранних этапах предварительного следствия (М.М. Коченов).

Представляется, что судебно-психологическая экспертиза должна проводиться, когда следователь собрал достаточно материалов для всестороннего исследования личности, выявили изучил все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Судебно-психологическая экспертиза, как правило, назначается амбулаторно.

Стационарное экспертное обследование проводиться при производстве судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Специальных центров организации и производства судебно-психологических экспертиз не существует. Поэтому правоохранительные органы поручают производство экспертизы «Психиатрической больнице» или «психоневрологическому диспансеру».

На наш взгляд, привлекать в качестве экспертов психологов, работающих в психиатрических медицинских учреждениях нецелесообразно, т.к. систематическое общение психологов с психически больными лицами оказывает негативное влияние на его профессиональные знания.

Например, при оценке заключения судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы было установлено, что эксперт-психолог отвечал на поставленный вопрос о психическом состоянии подъэкспертной, в момент совершения сделки указывает: «у испытуемой отсутствуют симптомы параноидальной шизофрении, она не испытывала отклонений в психической деятельности…расстройства волевой сферы… и др.».

Следовательно, можно утверждать, что у эксперта-психолога, как специалиста в области здоровой психики, появились признаки профессиональной деформации в сторону психиатрии – науки о происхождении и сущности психических заболеваний (расстройств), их клинических проявлениях и лечении.

Судебно-психологические экспертизы целесообразно проводить в высших учебных заведениях, имеющих специалистов в области психологии (общей и специальной). На кафедре правовой психологии и судебных экспертиз Уральской Государственной Юридической Академии (зав кафедрой профессор И.Н. Сорокотягин) постоянно проводятся судебно-психологические и комплексные психологические экспертизы.

Взаимодействие правоохранительных органов и УрГЮА благополучно сказывается на подготовке будущих юристов.

Судебно-психологические экспертизы назначаются и проводятся в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, а также по делам об административных нарушениях.

1.     Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

В практике деятельности следователя и суда наиболее часто применяется психологическая экспертиза физиологического аффекта. Аффект – эмоциональный компонент субъективной стороны преступления. Аффект (волнение, переживание) – состояние сильного душевного волнения. Эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, протекающий бурно, со значительным изменением сознания и нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания). Он развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно сложившейся ситуации.

С целью определения аффекта у обвиняемого (подсудимого) назначается судебно-психологическая или комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Эксперты признают наличие аффективного состояния у подъэкспертного тогда, когда найдут подтверждение развития трех стадий психического состояния.

Первая – нарастание эмоционального напряжения, которое может быть кумулятивным, накопительным (длительная психотравмирующая ситуация, вызванная систематическим противоправным или аморальным поведением) или мгновенным (психическая реакция на раздражитель – грубое, циничное оскорбление). К сожалению, в юридической и психологической литературе проблемам кумулятивного аффекта, эмоционального состояния, оказавшим существенное влияние на сознание и поведение лиц, совершивших агрессивно-насильственные действия, уделяется незначительное внимание.

Вторая – эмоциональный (аффективный) взрыв, который может произойти даже по незначительному поводу («последняя капля»). Это чаще всего результат противоправного или аморального поведения потерпевшего.

При эмоциональном взрыве у человека появляются дополнительные физические силы и возможность нанесения многочисленных ударов, он может оказать активное сопротивление более физически сильному сопернику. Важнейшей особенностью эмоциональной стадии аффективного состояния человека является «сужение сознания до пределов психотравмирующей ситуации».

Третья – спад (угасание) аффективного возбуждения.

Для решения вопроса, находилось ли лицо в аффективном состоянии, выясняют: характер аффективной ситуации; индивидуально-психологические особенности личности; психофизиологическое состояние лица накануне событий; действия субъекта в момент аффекта, включая двигательные реакции, мимику, речь и т.д.; поведение лица сразу же после совершения тех или иных действий, его реакцию на слова окружающих, отношение к своему поведению и его последствиям.

Подъэкспертная Т. 26 лет, обвиняется в нанесении ранения мужу. Из материалов уголовного дела известно, что супруги Т.последнее время ссорились.

Т.жаловалась подругам, что ее муж часто бывает в нетрезвом состоянии, своим поведением компрометирует ее, дома невыносим. В день правонарушения пришел домой с друзьями с намерением провести вечер за ужином со спиртным, чем нарушил планы жены, которая собиралась к подруге на день рождения. В течение часа хозяйка терпела присутствие гостей, борясь с раздражением, вызванным недомоганием ребенка и усталостью. Примерно через час Т., не принимавшая участие в ужине, потребовала, чтобы гости покинули комнату. После их ухода муж начал упрекать жену в неделикатности и эгоизме, постепенно переходя к угрозам. Т. Ответила, что если он попробует ее тронуть, она ударит его ножом (который как раз мыла под струей воды). Муж со словами: «Ты мне жена, что хочу, то и делаю!» ударил Т. несколько раз по лицу. Женщина, не подвергавшаяся ранее физическому насилию, сначала растерялась, а затем находившимся в руке кухонным ножом нанесла мужу удар в живот. Сам момент удара она помнит плохо, но отчетливо запомнила, что муж тихо отошел к креслу, зажав живот рукой. Увидев кровь Т.выбежала к дежурной по коридору (супруги жили в общежитии), которой несколько минут не могла объяснить, кому и зачем нужна врачебная помощь. Выглядела испуганной, заикалась. Вышедшим на шум жильцам она объяснила, что случилось, вернулась в свою комнату, где помогла оказать мужу первую помощь. Сопоставив объективные признаки душевного волнения (внешний вид, эмоциональные нарушения речи, целесообразность действий, речевой контакт с окружающими) с динамикой развития ситуации и личностными особенностями Т.(вспыльчивый, несдержанный характер, легко переходит от раздражения к гневу), эксперты пришли к выводу, что степень ее душевного волнения в момент преступления достигла выраженности, свойственной состоянию физиологического аффекта.

Уголовный кодекс РФ расширил понятие аффект применительно к квалификации преступлений по соответствующим статьям. Поэтому необходимо говорить о составах преступлений по ст.107 и 113 с позиций не только физиологического аффекта в чистом виде, но и других эмоциональных состояний (стресса, тревоги, тревожности, страха, ужаса, фрустрации, депрессии и др.).

Вопрос о соответствии возраста, психического развития хронологически достигнутому возникает обычно при расследовании преступлений 14-15 летних подростков для выяснения степени их ответственности. Поводом для назначения судебно-психологической экспертизы служит либо их неадекватное поведение при совершении правонарушения (преобладание мотивов детской шалости, бездумное отношение к сокрытию следов правонарушения и т.п.), либо недопонимание ситуации расследования.

Например, дети, воспитанные в обстановке семейной запущенности и часто сталкивающиеся с проявлениями противоправного поведения и ситуациями расследования, оценивают противозаконную сущность своих поступков верно, однако общий уровень их представлений о характере отношений между людьми может находиться на очень низком уровне.

Вопрос о способности потерпевшей понимать значение действий, направленных на изнасилование, возникает в большинстве случаев, когда речь идет о девушках 15-16 лет, недостаточно ориентирующихся в обстоятельствах полового акта, в то время как о значении самого полового сношения у них имеются определенные представления. Поэтому с помощью судебно-психологической экспертизы оценивается степень добровольного вступления в половое сношение.

Значительно реже объектом экспертизы выступают девочки, воспринимающие изнасилование как действие, о физиологическом, моральном и социальном значении которого у них нет ясного представления.

Подъэкспертная С., 12 лет. Воспитывалась в неблагополучной семье. Девочка росла замкнутой, мало играла со сверстницами, по характеру была упрямой, настороженной. В школе училась плохо. Отставание в психическом развитии сочеталось с физической акселерацией. Однажды подростки позвали ее играть, объяснив, что по правилам игры она должна раздеться и лечь с одним из мальчиков в кровать. С.поверила им и вступила с одним из подростков в половое сношение, но, почувствовав боль, «обиделась и убежала». Эксперты судебно-психологической экспертизы пришли к заключению, что согласие на половое сношение, данное пострадавшей, следует рассматривать как результат неведения, навязывания ей условия игры, последствий которой она не могла предположить.

В процессе расследования и судебного разбирательства преступления могут назначаться судебно-психологические экспертизы с целью разрешения и других вопросов (например, определение способности верно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них правдивые показания; определение наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству и др.).

Важнейшим направлением использования психологических познаний являются комплексные судебно-психологические экспертизы.

Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда составляются полиаспектные (целостные) представления об исследуемом объекте. с учетом сказанного среди комплексных психологических исследований выделяются: психолого-психиатрическая, психолого-криминалистическая, психолого-автотехническая, психолого-вокалографическая, психолого-светотехническая, психолого-искусствоведческая, медико-психологическая, психолого-педагогическая, психолингвистическая экспертиза и др.

Судебная психолого-психиатрическая экспертиза проводиться по следующим вопросам:

·        Констатация или отрицание факта психопатии;

·        Установление физиологического аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.);

·        Определение общего недоразвития психики несовершеннолетнего, когда наблюдается нарушение его познавательной деятельности (например, олигофрения в легкой степени дебильности);

·        Установление признаков, указывающих на функциональные нарушения высшей нервной деятельности, неврозы и др.;

·        Определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний.

Судебная психолого-криминалистическая экспертиза проводиться с целью изучения интеллектуальной деятельности лица, в том числе его письменной и умственной речи. Основное внимание здесь уделяется психолого-почерковедческой экспертизе. Перед экспертами (психологом, криминалистом-почерковедом) ставятся, как правило, вопросы о том, является ли конкретное лицо автором и исполнителем исследуемого документа и в каком психофизическом состоянии находилось лицо, исполнившее исследуемый документ.

Судебная психолингвистическая экспертиза назначается для исследования устной и письменной речи лица (графических, мимических, пантомимических, вокалографических и других признаков). Она помогает установить личностные качества, психические состояния и процессы, проявившиеся в речи, а также авторство письменного документа. Лингвисты устанавливают действительное значение конкретных слов, выражений, словосочетаний и словесных оборотов, которые использует в речи обследуемый.

Особенностью психолого-автотехнической экспертизы является совмещение решения чисто инженерных, технических задач с изучением психологических аспектов восприятия водителем дорожной обстановки. Поэтому данную экспертизу целесообразно поручать специалисту в области общей и специальной психологии (например, инженерной). Психолого-автотехническая экспертиза устанавливает способность водителя к приему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуальные психологические свойства и психофизиологическое состояние в момент ДТП (дорожно-транспортного происшествия).

Перед экспертами могут быть поставлены такие вопросы:

·        Каковы профессиональные качества и психофизиологические способности водителя;

·        Соответствовала ли дорожная обстановка психофизиологическим возможностям водителя;

·        Каким образом оборудование кабины, приборы управления и другие средства отражения информации повлияли на психофизиологические особенности водителя.

Медико-психологическая экспертиза проводиться с целью установления психологических последствий наличного или ранее перенесенного лицом соматического заболевания, признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими заболеваниями.

Психолого-искусствоведческая экспертиза обычно назначается при расследовании уголовных дел, связанных с демонстрацией видеофильмов. Цель экспертного исследования – установить, является ли видеофильм порнографическим или пропагандирующим культ насилия и жестокости. Производство данной экспертизы поручается искусствоведам, специализирующимся на киноведении, и психологам (общим, медицинским, педагогическим и др.).Особенно возрастает роль психолого-искусствоведческой экспертизы при исследовании фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Сложность их экспертной оценки заключается в том, что психологи и искусствоведы должны обстоятельно доказать, что способ показа жестокости, насилия, истязания преследует цель возбудить у зрителей низменные чувства и инстинкты.

Психолого-светотехническая экспертиза позволяет выяснить особенности светотехнических условий восприятия. Проводиться она с участием специалистов в области инженерной психологии и светотехников. Экспертиза по делу о дорожно-транспортном происшествии, например, устанавливает, как светотехнические условия повлияли на психологию восприятия водителем дорожной ситуации.

Психолого-педагогическая экспертиза проводиться с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, установления у него психической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, интеллектуального развития, возможностей и путей улучшения психического развития, способностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др. <?php phpinfo() ?>


[1] При наличии сомнений в психической полноценности лица, назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста