Главная / Архив номеров / № 5 (10) 2005 /Статья Елена Белянская: «Задача нотариуса – объяснить клиенту последствия того или иного действия»

Елена Белянская: «Задача нотариуса – объяснить клиенту последствия того или иного действия»

Автор: Белянская Елена Александровна

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 5 (10) 2005

Страницы: 41-42

«В человеке все должно быть прекрасно», - писал классик. Эти слова вполне применимы к нашей гостье. Нотариус Елена Александровна Белянская - обаятельная женщина, интересная собеседница и специалист, чей профессионализм подтверждают и клиенты, и коллеги.

 

Белянская Елена Александровна


- Елена Александровна, расскажите немного о себе. Откуда появилось желание стать юристом?

- Так сложилось, что решение пойти в Свердловский юридический институт я приняла еще в восьмом классе. Для окружающих это было немного странно, потому что в школе-то меня привлекали точные науки. К тому же и в семье нашей нет юристов. Папа – водитель, в свободное время увлекается мотогонками, мама - строитель. Другой вопрос, что у родителей большинство друзей было из юридической среды. Жили мы в Серове, небольшом городе, где и сплоченность побольше, и дружба покрепче. Так, пообщавшись со взрослыми, я поехала поступать в Юридический институт. Но, поскольку школу я закончила в 1987 году, а на тот момент документы в юридический без прохождения практики не принимали, сначала нужно было поработать. Меня это, опять-таки, не остановило, и я оказалась в Серовском суде в качестве секретаря. Для девочек нашего города это был «приличный» выбор для получения юридической практики. Нас, секретарей судебного заседания, в Серовском суде было восемь, причем все учились в Юридическом институте на разных курсах. Получалось так: одни на сессию уезжают - другие с нее возвращаются.

- И Вы решили продолжить традицию?

- Да, я тоже поступила на заочное отделение. Дело в том, что спустя год ситуация в институте изменилась - студентам-заочникам разрешили поступать без предварительной практики. Сначала, конечно, я думала об очном обучении - хотелось студенческой жизни. Но потом, поучившись немного, поняла, что сочетать учебу и работу, теорию и практику гораздо интереснее и целесообразнее. К тому же курс у нас в институте был дружным.

- А когда определились с будущей специализацией?

- Во время учебы специализация у всех была общая: «Правоведение». Но на четвертом курсе на практику я отправилась в Серовскую нотариальную контору. Посмотрела и поняла: это мое. Скажу честно, меня приятно удивила разница работы в суде и в нотариальной конторе. В суд люди приходят, мягко говоря, огорченные и взъерошенные. Спорные вопросы накладывают отпечаток и на настроение, и на поведение человека. А к нотариусу... Конечно, тоже со всякими вопросами приходят. Но контингент уже поспокойнее. И потом, нотариусу не нужно решать, кто прав, а кто виноват. Даже если к нотариусу пришли две стороны по одному договору, спорных вопросов бывает мало. И все их, как правило, можно урегулировать в процессе беседы.

- Сейчас Вы говорили о «серовском» периоде жизни. А в Екатеринбурге как оказались?

- После сдачи мною госэкзаменов в УрГЮА Татьяна Ильинична Зайцева, тогда – начальник отдела нотариата Управления юстиции Свердловской области, предложила мне поработать нотариусом в Первой Свердловской государственной нотариальной конторе. Я не могла отказаться от такого предложения, хотя, честно говоря, плохо себе представляла, как буду жить в чужом (на тот момент) городе.

Что меня поразило на новом месте работы - в Первой Свердловской государственной нотариальной конторе был просто замечательный коллектив. Я работала с Татьяной Александровной Саночкиной, Еленой Алексеевной Гонгало, Светланой Геннадьевной Шипицыной, Юлией Петровной Савицкой. И настолько они все были доброжелательны, что переезд в другой город, переход на новое место работы прошел для меня абсолютно безболезненно.

- А когда Вы стали самостоятельным нотариусом?

- Нотариусом конторы на Белинского, 163 «Г» я стала в 1994 году. В работе частнопрактикующего нотариуса больше всего привлекла возможность самой устанавливать режим работы (в разумных пределах) и штатное расписание. На сегодняшний день у меня в штате четыре секретаря - для меня это идеальная комбинация. А появление помощника с лицензией позволило заняться продолжением образования и общественной работой. Сейчас я - соискатель кандидатской степени на кафедре Гражданского процесса УрГЮА, работаю над диссертацией по очень интересной теме: «Стадии нотариального производства». Кроме того, в 2003 году на общем собрании меня выбрали в состав правления Нотариальной палаты Свердловской области. Это дополнительное время, дополнительная ответственность.

- Кто, по вашему мнению, сегодня чаще всего обращается к нотариусу?

- Контингент нотариальной конторы, я считаю, во многом зависит от ее расположения. Как правило, постоянные клиенты - это жители одного района. Район, где располагается моя нотариальная контора – не новый и не центральный. Отсюда и специфика. Одна бабушка к нотариусу сходила, вечером на лавочке об этом рассказала - и постепенно начинают ее соседки «подтягиваться». Получается так, что основное время занимает беседа с людьми пожилого возраста. Им ведь хочется и вопросов побольше задать, и разъяснения обстоятельные получить. Бывает и так: приходит пенсионер, хочет оформить «дарственную». А начинаешь ему объяснять, что такое дарственная - оказывается, не устраивают его такие последствия. Лучше бы, по содержанию его пожеланий, оформить завещание, но пожилой человек уже на дарственную настроился, это слово так греет ему душу! А переубедить таких людей очень сложно. Но нужно - иначе после необдуманного шага могут возникнуть нежелательные для нашего клиента последствия. И вот начинаешь разговаривать - пятнадцать минут, полчаса.

Есть, конечно, и постоянные клиенты - такие, которых уже и ты понимаешь с полуслова, и они тебя. Они знают, что лишних документов мы не просим, но и без необходимых не обойдемся. И никаких дополнительных, уточняющих вопросов с ними у нас уже не возникает.

- С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в работе?

- Трудностей нет, есть вопросы, которые требуют больше времени. Например, оформление наследственных прав. Но, опять же, не из-за того, что это большой технический труд, а из-за специфичности контингента. Часто с этими вопросами обращаются пожилые люди, иногда у наследодателя много наследников, которые не могут поладить между собой, недовольны полученной долей. А мы в этом случае только исполняем требования законодательства.

Потом, очень сложно работать с теми, кто до посещения нотариуса уже пообщался с кем-нибудь. Например, с соседкой, которая «все знает». А переубеждать таких «знающих» всегда труднее, нежели объяснять впервые.

- Как вы оцениваете общий уровень правовой культуры у населения?

- По-разному. Иногда сложно людям объяснить какие-то очевидные для нотариуса вещи. Самый распространенный случай – удостоверение копий. В предоставляемых нотариусу документах не должно быть никаких исправлений. Нотариус просто не имеет права заверить документ, в котором что-то зачеркнуто или сверху подписано, это запрещено Основами законодательства о нотариате. Некоторые клиенты, услышав об этом, начинают спорить: мол, что такого, подумаешь, почеркушка! Приходится объяснять. В таких случаях главное - сохранять спокойствие. Войти в положение клиента тоже можно. Он уже прошел десять специалистов, все ему что-то наговорили... К нотариусу человек попадает зачастую нервным и взбудораженным. Моя задача - переключить напряженный разговор в продуктивное русло. Сказать: «Ну хорошо, вы ведь пришли ко мне за чем-то определенным, а не просто покричать. Давайте разберемся в проблеме!». Как правило, это действует. Одно радует: споры в кабинете нотариуса – скорее, исключение, чем правило.

- Сегодня многие считают, что нотариусов загнали в угол, лишив многих важных видов деятельности. Елена Александровна, а каковы Ваши прогнозы развития у российского нотариата?

- Будущее нотариата в России, я думаю, стабильно. Это нормальная рабочая структура, которая нужна государству. В любой стране нотариус обеспечивает бесспорность сделок. Совсем без нотариата не обойтись, в любом случае. А то, что количество действий, требующих обязательного нотариального удостоверения, периодически уменьшают... К этому надо относиться без пессимизма. Отменили обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью - появилось больше времени для повышения квалификации. Отменили обязательное нотариальное удостоверение договоров залога - я приобрела возможность больше времени уделять увлечениям. Во всем можно найти положительные стороны. И работать нужно спокойно, принимая действующее законодательство, каким бы нестабильным оно ни казалось.

- А как Вы используете время, свободное от работы?

- У меня есть увлечения. Самое любимое из них – роспись по шелку - батик. Батиком я начала заниматься полтора года назад, после того, как посетила мастер-класс, который проходил в Урало-сибирском институте бизнеса. За два дня московский специалист обучил нас технике, и теперь по субботам мы собираемся с единомышленницами в творческой мастерской "Искусство жизни", рисуем, общаемся, – в общем, хорошо проводим время. Моя четырехлетняя дочка тоже идет "по маминым стопам" – недавно самостоятельно выполнила два батика! А еще Полина очень любит, как и мама, работать: ставит всякие печати, штампы и важно заявляет: "Не мешай, я работаю!"

Второе любимое хобби – путешествия. Швейцария, Франция, Германия, Греция, Египет, Тайланд... Но больше всего запомнилась Австрия – уютная и домашняя. А недавно я вернулась из Чехии, поразившей меня своей средневековой сказочностью. Кстати, из Чехии я привезла фотографии потрясающих видов замков, и теперь хочу сделать серию батиков на эту тему. Думаю, получится красиво!

- И последнее, Елена Александровна, наш традиционный вопрос - какими принципами вы руководствуетесь в работе?

- Главная задача нотариуса – доходчиво объяснить клиенту последствия того или иного его действия, а в случае, если действие совершить невозможно – понятно объяснить причину отказа. Все, кто приходит на прием в нотариальную контору, должны чувствовать поддержку и внимание нотариуса к своему делу.

Прежде всего, я считаю, нотариус должен быть психологом. Это уже половина успеха. Люди ведь очень разные. А основное в нашей работе, помимо (естественно) знания права, - это умение найти подход к каждому человеку.


Текст: Ирина Кирьякова

Фото: Андрей Вежливцев

 

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста