Главная / Архив номеров / № 2 (2) 2004 /Статья Нетворческие муки творчества

Нетворческие муки творчества

Автор: Юридическая финансовая компания «Магнат»

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука № 2 (2) 2004

Страницы: 32-34

Mr. Credo Александр МахонинАвтор и исполнитель эстрадных песен Александр Махонин в нашей стране более известен как Мистер Кредо. Как и у любого, работающего в жанре "попсы", популярность его то идёт на взлёт, то падает. Так или иначе, имя это периодически на слуху "почтеннейшей публики" возникает, диски с альбомами Махонина в продаже найти можно тоже всегда. К слову сказать, на сегодняшний день Махониным записано три альбома. Вот в связи с ними, точнее сказать, с производством, тиражированием и дальнейшим распространением записей, и возникли у нашего Мистера Кредо существенные проблемы.

Конечно, можно всегда сослаться на древнее изречение: мол, талант, должен быть голодным, тогда лучше пишется. Теоретически это, может быть, и верно, а вот на практике истину сию проверять почему-то никому не хочется. Во всяком случае, добровольно. А, кроме самого "таланта", на свете белом живёт ещё жена, пусть даже и не слишком меркантильная. И дети имеются, которым, по малолетству их, не объяснить, почему родители не всегда в состоянии удовлетворить их, от года к году растущие запросы. Да, собственно говоря, и самому тоже музы пить-есть не носят, костюма не подарят и, тем паче, запись нового альбома (услуга не из дешёвых) не оплатят. Концертная деятельность, точнее, доходы от таковой, всех проблем решить не поможет. Но, благодаря достижениям научно-технического прогресса вкупе с развитием законодательства в области авторского права, денежная проблема для таланта, тем паче, подвизающегося на ниве поп-музыки, то бишь, музыки для очень и очень широких народных масс, успешно решается. Кажется, чего может быть проще: разок потрудился, изыскал средства для записи, а дальше – знай себе, снимай пенки в виде отчислений за тиражи дисков и кассет, за публичное исполнение записей и тому многое подобное. А ежели ты, как личность творческая, чужд всему низкому материальному и, тем более, не больно-то смыслишь во всех этих бухгалтериях, арбитражах и конвенциях, то тоже достойный выход из положения имеется. Всего-то и нужно, что нанять людей знающих, умеренно меркантильных. Они и права твои авторские выкупят у тебя на год-другой, и, теми правами купленными пользуясь с чистой совестью, диски с кассетами растиражируют, и по торговым точкам записи раскидают, и с пиратами разнообразными за тебя подерутся, да для защиты прав твоих, ими бережно, как собственные, оберегаемых и правоохранительные органы многочисленные подключат, и "Российское авторское общество" (в просторечьи "РАО" именуемое) на помощь, ежели что, призовут.

И так в теории это гладко да сладко для автора-исполнителя получается, что в сказке даже – поухабистей для героя получается. Но – это всё - в теории.

(Второй вариант начала статьи на ваш выбор:

Автор и исполнитель эстрадных песен Александр Махонин в нашей стране более известен как Мистер Кредо. Как и у любого, работающего в жанре "попсы", популярность его то идёт на взлёт, то падает. Так или иначе, имя это периодически на слуху "почтеннейшей публики" возникает, диски с альбомами Махонина в продаже найти можно тоже всегда.

Эстрадный певец, заработавший уже достаточную популярность, в глазах публики, особых проблем не имеет. Чего, кажется, проще: выскочил на сцену, попрыгал там немного, пропел несколько песенок (чаще – под "фанеру"), раскланялся, получил за работу пачку "баксов", съездил в студию, записал новый альбом, получил вторую пачку денег за тираж дисков и кассет, и – отдыхать по ресторанам и курортам, денег не считая. Тем паче, что на защите прав автора и исполнителя стоят российские законы, международные конвенции, Суровое "Российское авторское общество" (РАО), и продюсеры, связанные авторскими договорами. )

А суровая реальность нашему Мистеру Кредо преподносила далеко не радужные сюрпризы.

В сентябре 1996 года в поисках продюсера Махонин познакомился с некими, нечуждыми делу процветания отечественной эстрады гражданами. Представились они незатейливо – руководителями общественной организации "Свердловский областной центр эстетического совершенствования "Гармония". От лица "Гармонии" Махонину поступило весьма заманчивое для последнего предложение. Вкратце звучало это примерно так: "Ты, парень, ни о чём больше можешь не беспокоиться, популярность мы тебе поднимем – дальше некуда, активный творческий процесс обеспечим так, что Пугачёва с Киркоровым вместе взятые только мечтать могут". И всего-то требовалось, как только заключить с "Гармонией несколько договоров.

И вот, 1 октября 1996 года Махонин направлен в ООО "АВА Рекордс", занимающееся профессиональной звукозаписью. Директор сего почтенного заведения Морозов Александр Валентинович, юрист – Соловьёв Валерий Геннадьевич. С данной организацией Махонин, ничтоже сумняшеся, и подмахнул договор "О создании, тиражировании и реализации продукции звукозаписи и аудиовизуальных произведений". Согласно условиям договора "АВА Рекордс" брало на себя обязательства по производству фонограмм и изготовлению аудиовизуальных произведений (попросту говоря, клипов) на основе музыкального материала, представленного автором. Кроме того, "АВА Рекордс" бралось за воспроизведение фонограмм на аудиокассетах, видеокассетах и компакт-дисках. Договор был заключён для начала на производство одного альбома песен А.Махонина, состоящего из четырнадцати песен под общим названием "FANTASY". По условиям договора "АВА Рекордс" становилось владельцем исключительных прав на фонограммы и фильмы с правом передачи этих самых прав третьим лица – полностью или частично, как уж возжелается.

В тот же день Махонин подписал и договор № 1 "На передачу исключительных прав автора и исполнителя" с "Гармонией". От лица "Гармонии договор подписал председатель совета И.Н. Иванов. Договор этот содержал интересный пункт 1, гласящий, что "договор заключён на основании персонального контракта от 1 октября 1996 года и все взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регулируются Персональным контрактом". Лихо закручено, не правда ли? Прочёл сей перл господин Махонин, и отчего-то засомневался: "А надо оно мне?". Спросил своих потенциальных благодетелей: "Господа, а мы ведь никакого персонального контракта не подписывали". А в ответ ему: "Да ты подписывай, не сумлевайся! Ты ж договор с "АВА Рекордс" подписал? Подписал! Так это и есть твой Персональный Контракт!" Что ж, коли так, чего сомневаться. Хотя стоило бы призадуматься, отчего это в тексте договора ссылка даётся не на другой конкретный договор, уже подписанный, а на что-то непонятное. Тем паче, ни тот, ни другой договор трёхсторонними не были. Но Махонин к профессионализму в любой сфере всегда относился с глубоким уважением и доверием, а тут – сразу два спеца в области авторского права и всего, с ним связанного, сидят. Ну какие тут, спрашивается, могут быть сомнения?

Согласно условиям договора № 1, несколько опрометчиво подписанного Махониным, "Гармонии" передавались исключительные права автора и исполнителя на использование фонограмм альбома "FANTASY" следующим образом: воспроизведение фонограмм на любом материальном носителе в неограниченном количестве экземпляров, использование фонограмм для создания аудиовизуальных произведений (видеоклипов) и их воспроизведение в неограниченном количестве экземпляров, распространение экземпляров фонограмм и видеоклипов любым способом (продажа, сдача в прокат и т.п.), передача фонограмм и видеоклипов в эфир, составление из фонограмм и видеоклипов сборников, а так же право включать эти фонограммы и клипы в сборники других авторов.

Согласно пункту 2.5. договора № 1 "Гармония" считалась лицом, взявшим на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись произведений Махонина и являлась производителем фонограмм. Следовательно, "АВА Рекордс", осуществляя звукозапись произведений Махонина, якобы действовало по поручению "Гармонии", а не как самостоятельное лицо.

В соответствии с одним из пунктов договора № 1 "Гармония" была обязана указывать на полиграфическом оформлении материальных носителей с фонограммами или видеоклипами сценическое имя Махонина – Мистер Кредо. А пунктом 7.4. того же договора даже была предусмотрена ответственность "Гармонии" за невыполнение этих условий – штраф в размере десяти тысяч долларов США. Однако впоследствии студией "СОЮЗ" был выпущен сборник видеоклипов, в числе которых оказался и клип песни Махонина из альбома "FANTASY". Но при этом на упаковке видеокассет, поступивших в продажу, как ни странно, были перечислены все исполнители, записи чьих песен имелись на кассете, кроме Махонина. Напомню, что собственником и владельцем всех прав на данный видеоклип на тот момент являлась "Гармония". Соответственно, "Гармония" же, передавая видеоматериал для использования третьими лицами (в данном случае – студией "СОЮЗ"), обязана была проследить за соблюдением условий договора, в том числе, и за тем, чтобы имя "Мистер Кредо" на упаковке видеокассет присутствовало.

Договор № 1 предусматривал то, что Мистер Кредо, альтруистом не являясь, рассчитывает на выплату "Гармонией" авторского вознаграждения. Вот только "порядок производства выплат" отсылал стороны к пресловутому "Персональному контракту". Ещё при подписании договора Махонин резонно заметил, что такого вот "Персонального контракта" он пока не то что не подписал, но и в глаза не видел, а договор с "АВА Рекордс", представленный в качестве этого самого "персонального контракта" абсолютно никаких положений о выплате вознаграждений не содержит. Мало того, в договоре с "АВА Рекордс" также имелась ссылка на "персональный контракт". Успокоили Махонина тем, что в ближайшем будущем с ним подпишут ещё один договор, мол, уж тот-то, новый, все необходимые пункты содержать будет обязательно, особенно всё, что касается вознаграждения.

И действительно (правда, спустя целый год), 1 октября 1997 года "Гармония" предоставила Махонину "Генеральный договор передачи исключительный прав автора и исполнителя". В этот раз договор от лица "Гармонии" был подписан неким В.Н. Масловым, якобы директором этой одиозной организации. Правда, самого Маслова В.Н. наш Мистер Кредо в глаза не видел. Оно и понятно – директор, человек занятой, что ему - с каждым контрагентом встречаться, что ли? На то исполнители есть. Одно "но" мешает. К сожалению только, что выяснилось это гораздо позднее – то, что Маслов, великий и ужасный, в реальности был в то время одним из рядовых технических работников ООО "АВА Рекордс" и был использован руководством этого предприятия в качестве подставного лица. "Гармония" оказалась обыкновеннейшей "поганкой". Вот только к тому времени, когда это стало известно Махонину, мастер-кассеты (R-DAT) на альбом "FANTASY" на студии "АВА Рекордс" уже были сделаны и якобы переданы "Гармонии", а аудиокассеты с записью данного альбома уже вовсю продавались в Екатеринбурге, Москве и многих других городах России.

О деньгах. Если верить условиям договоров, особенно "Генерального…", Махонину в недалёком будущем грозило быть буквально заваленным деньгами. Судите сами: от 7 до 12 центов США с каждой проданной аудиокассеты (в зависимости от стоимости кассеты), 1 доллар США с каждого проданного компакт-диска, 25 центов США с каждой видеокассеты, содержащей клип песни Мистера Кредо, 45 процентов от чистой прибыли от проведения публичных выступлений исполнителя. Отчётность тоже предусматривалась. "Гармония" обязалась по каждому требованию Махонина предоставлять финансовые отчёты. Правда, отчётов этих, Махонин увидеть так и не смог, как ни пытался. Единственное, что он мог узнать, так это то, что альбомы с записями его песен успешно продаются, раскупается хорошо. Да и эти сведения сообщали ему не представители "Гармонии", а продавцы из ларьков и музыкальных магазинов.

Нет, грешно было бы не упомянуть, что кое-что Махонину всё-таки заплатили. Выплаты производились после подписания "Генерального договора в течение нескольких месяцев и в небольшом количестве, потом денежный ручеёк, и без того хиловатый, иссяк. Сослались на трудности, возникшие в связи с августовским дефолтом 1998 года. Потом вообще перестали что-либо объяснять, мол, не до тебя нам, парень, в печали мы, и без твоих приставаний жизнь тяжёлая. Это при том, что 2 марта 1998 года (Махотин всё ещё доверял "Гармонии") в развитие "Генерального договора" подписали ещё один договор № 2, аналогичного содержания, в соответствии с условиями которого "Гармония" приобрела права на второй альбом Мистера Кредо "Золотое время" из семнадцати песен. Подписывал от лица "Гармонии" договор всё тот же Маслов. Запись второго альбома также осуществлялась студией "АВА Рекордс". За второй альбом Махонин не получил ни единой копейки. 

Стоит ещё отметить, что, в соответствии с генеральным договором, договорами № 1 и № 2, все права на использование обоих альбомов были переданы Махониным сроком аж на десять лет. Махонин имел право расторгнуть все эти договоры в одностороннем порядке в случае несоблюдения "Гармонией" своих обязанностей. Что он и попытался сделать. Однако его заявления были просто проигнорированы, записи продолжали тиражироваться и продаваться, тем более, что действительный тиражи этих записей были гораздо выше указанных.

Кроме того, исходя из конструкции генерального договора, все отношения между "Гармонией", "АВА Рекордс" и Махониным попадали под действие главы 55 ГК РФ, регулирующей деятельность простого товарищества. А сторонами простого товарищества у нас могут быть только предприниматели без образования юридического лица и (или) коммерческие организации (п.2 ст.1041 ГК РФ). Частным предпринимателем Махонин никогда не являлся, как не являлась коммерческой организацией и "Гармония" (организация общественная). таким образом, генеральный договор о передаче исключительных прав автора и исполнителя был недействительным в силу ст.168 ГК РФ. даже если бы "Гармония" не оказалась "поганкой". При этом, согласно общим правилам по сделкам, являющимся недействительными, у сторон не возникало прав и обязанностей (п.1. ст.167 ГК РФ). Соответственно, недействительными были и все остальные упомянутые выше договоры. Впрочем, хорошо заработать это никому, кроме Махонина не помешало. К слову сказать, в тенёта "Гармонии" и "АВА Рекордс" попал тогда не один Мистер Кредо. Пострадали и другие, не менее известные в России исполнители. Вот только бороться за свои права попытался один Махонин. А злополучные альбомы ещё долгое время встречались в продаже.

 

После долгих лет поисков Махонин "набрёл" на очередного партнёра в области тиражирования и распространения своих произведений. В 2004 году на него вышел некий господин Слободянюк И.И., житель славного города Киева и гражданин "вильной и незалежной" Украины. Наученный горьким опытом, Махонин сначала попытался узнать, что из себя этот Слободянюк представляет. Известный эстрадный певец А.Кальянов в частной беседе высказался примерно следующим образом: "Жулик, конечно, да где ж ты честного возьмёшь!"

Махонину переслали из Киева текст будущего договора, который он и принёс показать мне – в ЮФК "Магнат". Место заключения – г.Киев. При этом по телефону Слободянюк сообщил, что, в случае согласия Махонина, договор реально будет подписываться в Екатеринбурге. на вопрос Махонина: "А почему тогда Киев?" Слободянюк ответил так: "Потому, что я – юридическое лицо, а ты – никто!" Срок действия договора в целом – до 10 августа 2006 года, срок действия договора в части п.3.4 (обязательство со стороны Махонина не записывать новых песен) – до 31 декабря 2005 года. Кроме того, было представлено приложение к данному договору № 1, представляющее собой список музыкальных произведений, исключительные имущественные права на которые передаются по условиям данного договора. В списке имелось две песни, о которых Махонин честно признавался, что сочинял не он, а авторов просто не знает. Махониным было предложено указать, что авторы стихов и музыки неизвестны и сделать в договоре соответствующий пункт в соответствии с Законом РФ "Об авторских и смежных правах". Слободянюк отчего-то настаивал на том, что эти две песни надо отметить как "слова и музыка народные". Было ещё загадочное Приложение № 2, упоминающееся в тексте договора, только на рассмотрение Махонина оно не было представлено, видать, сочли, что незачем артиста баловать.

Недостатков в договоре, высланном Слободянюком, было предостаточно, приведу лишь небольшую их часть.

1. Не определены субъекты договора. При том, что достаточно чётко указана одна из сто­рон – Правообладатель (Махонин А.В.), правовое положение второй стороны (в представ­ленном тексте договора именуемой как "Компания") в необходимой мере не обозначено. Так, не указано, кем является Слободянюк И.И.(имеются лишь его паспортные данные), какое отношение имеет Слободянюк к торговой марке "Артур-Мюзик", чем в действи­тельности по своей организационно-правовой форме является данная "Артур-Мюзик" – является ли данная торговая марка официально зарегистрированной (когда, кем, где, на территории каких государств, на основании чего действует). Остается непонятным, чем в действительности является так называемая Компания – юридическим лицом или же г-н Слободянюк – индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. При последнем варианте неизвестно, имеет ли такой предприниматель установленные законом (РФ либо Украины) разрешения, регистрацию на ведение внешнеэкономической деятельности. Я пояснил Махонину, что данная ситуация (либо пробел в тексте договора может иметь следующие правовые последствия:

- в случае подписания договора от лица Компании (как юридического лица) неуправомоченным на то лицом сделка является недействительной с момента её подписания и требовать в дальнейшем от Компании исполнения обязательств Правообладатель не вправе. При этом в лучшем случае, Компания вправе потребовать от Правообладателя возврата полученных им по договору денежных средств (если были выплачены), а Правообладатель не вправе будет требовать от Компании выполнения прочих условий договора. Чревато, по сути, лишь затратой времени впустую, без прочих последствий.

- возможен, однако, вариант развития событий, худший по своим последствиям для Правообладателя. То есть, первоначально условия договора выполняются, некие лица от имени Компании (в реальности, возможно не существующей), передают права по данному договору третьим лицам (единственным реально заинтересованным в данном договоре, но действующим через подставных лиц. Компания (при столь скудных о ней данных) благополучно испаряется. Третьи лица используют полученное по полной программе с максимальной для себя выгодой и с минимальными затратами в части производства выплат Правообладателю. Возможных схем множество. Единственный способ избежать этого – скрупулезная проверка Компании и лица, подписывающего договор от лица Компании.

2. Является ли выплата единовременного вознаграждения непременным условием? С учетом возможных доходов Компании (а, следовательно, и упущенной выгоды Правообладателя. Соответственно, Махонину необходимо более внимательно отнестись к предложенным условиям договора в этой части.

3. Пункт 3.3. Договора не содержит необходимого уточнения: какие именно претензии третьих лиц (относящиеся к чему) обязуется самостоятельно урегулировать за свой счет Правообладатель.

4. Остается непонятным из текста договора, что значит "минимальное использование произведений сто миллионов раз". Каждого произведения в отдельности? Всех произведений в целом, в сумме? Необходимо уточнение. Опять-таки, не указана форма производства расчетов. Нет ни слова об отчетности перед Правообладателем по использованию полученных прав.

Переговоры между Махониным и загадочным киевлянином всё ещё продолжаются. В ответ на исправления, предложенные Махониным, Слободянюк просто закидал музыканта своими новыми перлами, раз от разу всё более странными по содержанию. И, самое главное, господин Слободянюк упорно не желает раскрыть своё инкогнито: кто всё-таки он – частный предприниматель или представитель юридического лица, на основании чего он действует? А по мне, так "Гармонией" опять попахивает. Тем более, что мы узнали, что не так давно у господина Слободянюка возникали существенные неприятности во взаимоотношениях с налоговыми органами на базе российско-украинского соглашения. О чём я Махонину и заявил. Александр в ответ лишь грустно улыбнулся: "А где я других возьму?"

Так что сказка моя пока не закончилась.

 

Все сведения, содержащиеся в данном материале, предоставлены с согласия Махонина Александра Валерьевича – "Мистер Кредо".

 

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://www.российское-право.рф/

 



 

© Вербицкая Ю. О., 2010-2012г.
Советы по макияжу для женщины-юриста